Cтраница 2
После введения дискретного времени информация, воспринимаемая прибором за любой конечный отрезок времени t, представляется в виде слова в некотором алфавите А. Наконец, одним из наиболее важных и существенных аспектов изучения деятельности самого человека является аспект, связанный с рассмотрением человека как весьма сложного и совершенного преобразователя информации. [16]
Если за исходную позицию взять приведенные определения, то продвинуться в разработке проблематики качества продукции и духовности вряд ли удастся, и мы либо получим искаженную картину, либо запутаемся еще больше. Из этих определений мы не только не узнаем, что такое духовность, но их смысл подталкивает нас к рассмотрению человека как существа раздвоенного, неспособного к восприятию качества - суммы всех свойств продукта труда в сочетании со своими потребностями. [17]
Шмидт сформулировал довольно полный круг технико-кибернетических идей, но не взял на вооружение введенный еще Ампером термин кибернетика. Назвав эти два имени, уместно вспомнить, что, хотя они понимали чрезвычайно общий характер кибернетических положений, они предостерегали от рассмотрения человека в плане непосредственной аналогии с техническими системами. [18]
Иногда высказывается мнение, что рассмотрение человека как объекта, принадлежащего к массовой совокупности и поступающего в соответствии с вероятностными законами, равнозначно лишению его индивидуальности и свободы выбора. В действительности положение вещей прямо противоположное: именно индивидуальность человека и непредсказуемость его выбора требуют вероятностных моделей для описания совокупности людей. Отказ от вероятностного подхода означает признание подхода детерминистского, но именно последний, диктуя личности правила ее поведения, лишает человека индивидуальности. Медики и биологи достаточно четко разделяются на вероятностников и детерминистов, готовых, как показывает опыт, отстаивать свои модели естественных процессов даже вопреки очевидности. Моделирование, будучи наукой, остается и искусством, поскольку опирается в известной мере на личностное предпочтение моделей, формирующееся на уровне интуиции. [19]
Интенсивно использовался опыт социальной работы США. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США работа с семьями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации. [20]
Общественная мысль в течение многих веков искала разгадку тайны человека. Одни мыслители считали, что он от природы добр, другие, напротив, утверждали, что зол, и усматривали задачу общества в обуздании его диких. И лишь рассмотрение человека как воплощение общественных отношений дало ключ к разгадке его тайны. [21]
Итак, нами установлена чрезвычайно большая общность понятия алфавитного оператора. Ведь к изучению алфавитных операторов оказалась фактически сведенной теория любых преобразователей информации. А с преобразователями информации человек встречается в своей практике буквально на каждом шагу. Преобразователями информации являются различные приборы и средства автоматического управления. Наконец, одним из наиболее важных и существенных аспектов изучения деятельности самого человека является аспект, связанный с рассмотрением человека как весьма сложного и совершенного преобразователя информации. Все это позволяет считать теорию алфавитных операторов одной из наиболее важных составных частей кибернетики. [22]
Человек, его тело и дух находятся в плену у мира, призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, выйти из рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь. Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяс-нимость и безосновность ( Бердяев Н. А. Смысл творчества. Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Н. А. Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица. [23]