Cтраница 2
Как уже было показано, философское знание имеет целый комплекс сторон: это шестигранник, в котором каждая из сторон специфична, несводима ни к какой другой стороне. Все виды духовной деятельности человека реализованы в философии, все они представлены и воплощены в ней. И если будут обнаружены еще какие-то познавательные способности человека или еще какие-либо предметные сферы, подлежащие освоению человеком ( помимо уже выделенных и созревших до уровня, сопоставимого с ними), то и философское познание обретет, как мы полагаем, новые стороны, новые грани. [16]
На процесс политизации и идеологизации философского знания на Западе огромное воздействие оказывают обострение классовой борьбы в странах капитала, углубление противоречий между развитыми и зависимыми странами, повышение политической активности, борьбы рабочего класса капиталистических стран, развитие международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, величайшие достижения реального социализма. [17]
Наряду с тенденцией к чрезмерному отеоретизированию философского знания имеется также противоположная тенденция - стремление лишить философию собственно философского теоретического уровня и растворить ее в частнонаучном знании. Утверждается, будто в философии имеется уровень познания, состоящий из общенаучных понятий и философских фактов, в качестве которых выступают и частно-научные теории. В результате философское знание редуцируется ( по крайней мере в данном аспекте) к частнонаучному знанию. [18]
Наше предположение о наличии в структуре философского знания по аналогии со структурой знания частнонаучного двух уровней - эмпирического и теоретического - оказывается не беспочвенным. Но при этом возникает трудность терминологического порядка. [19]
Вслед за вычленением из границ собственно философского знания истории и юриспруденции, политэкономии и этнографии, статистики и языкознания пришла очередь и собственно социологии. [20]
Большую опасность представляет нарушение последовательности в подаче философских знаний, ибо давая много и без системы нового материала на каждом семинаре, преподаватель в лучшем случае показывает, как грандиозна изучаемая наука и как много он знает сам. Непоследовательность изложения порождает и непоследовательность в овладении философскими знаниями и именно этой непоследовательностью объясняд - И. [21]
Для такого подхода социология использует все богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро - и макрогрупп. [22]
Какое место принадлежит социальной философии в системе философского знания. [23]
Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и отношению философии к другим общественным наукам, например, политэкономии и политологии. [24]
Отмеченные выше шесть граней, или ипостасей философского знания, что важно иметь в виду, находятся между собой отнюдь не в гармонии. Они не исключают друг друга, но взамодополняемы вплоть до слитности; все это - в принципе. На деле же мы имеем в философии разные философские системы ( концепции), базирующиеся зачастую на одной, или двух сторонах философского знания и ведущие порой бескомпромиссную борьбу со всеми остальными концепциями. Основание для этого есть, оно - в разных исходных началах, в разных подходах, в своеобразии каждой из сторон философского знания. Реальные противоречия между сторонами философского знания есть, а живые философские личности способны доводить эти противоречия вплоть до антагонизмов и конфликтов. Встает еще несколько вопросов. [25]
Одновременно дифференциации в течение многих веков подвергалось и само философское знание, вследствие чего его структура претерпела существенные изменения. [26]
Исключение в данном контексте составляет лишь такой элемент философского знания, как логика. [27]
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии ( философии природы), гносеологии ( эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику. [28]
Используя исторический факт становления и развития социологии в системе философского знания, немало ученых, в основном философов, отрицали самостоятельный научный статус социологической теории, считали ее составной частью философии. Согласно этой концепции, социологическая теория целиком и полностью отождествлялась с философией общества, а круг изучаемых ею проблем ограничивался проблемами общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, диалектики социального познания. [29]
Никто не ставит под сомнение необходимость существования такой отрасли философского знания, как философия общества. [30]