Cтраница 3
Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Философия не является только рефлексией над наукой. [31]
Однако для науки важно не только существование в сфере философского знания соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем селективного ( избирательного) заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания. [32]
В силу все же недостаточного глубокого проникновения в историю и теорию философского знания необходимо приблизить преподавание философии к более привычным формам обучения в технических вузах. Если решение составленных задач на философские темы вряд ли применимо на философских факультетах, то в технических вузах оно стимулирует интерес к философии как к науке. Не следует путать эту удачную находку с попыткой чрезмерного приближения преподавания философии к будущей профессии студента, ибо философия - теория всеобщего, а не частного. Философия скорее восполняет то, что теряет студент, выбирая определенную профессию. [33]
Лс этого, в течение ряда столетий, психология выступала как част Философского знания. Первоначально психология занималась изучением ду шовных или психических явлений. I -:, таких, которые каждый человек легко обнаруживает Е собственном сознании в результате самонаблюдения сосу. [34]
Она помогает понять закономерности развития духовной жизни людей, овладеть всей суммой философских знаний, к-рые накопило человечество. [35]
Практическая, материальная жизнь общества является для Энгельса не только критерием истинности философского знания, но и основой его прогрессивного развития. Он рассматривает историю философии в контексте общего социально-исторического развития, в неразрывной связи с определенными событиями экономической, политической и идейной жизни. Именно с этих позиций Энгельс подходит к оценке учений двух выдающихся философских предшественников марксизма - Гегеля и Фейербаха. Он показывает, что даже крайне абстрактные теоретические построения гегелевской философии имели хотя и опосредствованную, однако вполне определенную связь с немецкой историей первой половины XIX в. [36]
Применительно к функциям философии термин интегрирующий связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. [37]
Однако здесь речь идет не о знании реальных законов существования этого мира, а о философском знании смысла мира и жизни, Гносисе, который не имеет ничего общего с западными представлениями об эмпирической и даже теоретической науке. Вебер пишет, что это не познание каких-либо новых фактов или положений, а постижение единого смысла мира... [38]
Особое внимание в книге уделяется периоду возникновения философии ценностей ( аксиологии) как относительно самостоятельной отрасли философского знания, проблеме ценностей в истории русской эстетической мысли. [39]
Рассмотрение специфики философских проблем и феномена философская проблема науки приводит, помимо прочего, к выводу, что философское знание по своему характеру неодинаково. Имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих мировоззренческих категорий, законов, принципов, на развитие философской теории, и имеется прикладное философское знание, главной задачей которого является помощь частным наукам, а также конкретной практической деятельности людей. Философская онтология, гносеология, социальная философия являются фундаментальным типом философского знания, требующим для полноты своего функционального проявления ( в том числе и для своего развития) тесной связи с философскими проблемами общественных, гуманитарных и естественных наук и вообще с многообразием природной, социальной и духовной действительности. [40]
Несмотря на внутреннюю связь с проблемами человека и мира как такового гносеология остается все же относительно самостоятельной частью философского знания, его автономным разделом, специфической дисциплиной в рамках философии. [41]
Позитивизм - философское течение, представители которого провозглашают единственным источником истинного знания опытные данные и отрицают познавательную ценность философских знаний, теоретического мышления в целом. [42]
Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. [43]
Сразу же оговоримся, что было бы опрометчиво рассматривать социальную философию в качестве сугубо самостоятельного, пятого структурного элемента философского знания в дополнение к онтологии, концепциям взаимосвязи и развития, гносеологии и логике. Если бы так почему-то случилось в ходе дифференциации философского знания, философия перестала бы быть философией, то есть совокупностью наиболее общих представлений о мире в целом, об универсальных законах его существования и развития. В ее епархии остался бы только мир природный да плюс общие проблемы познания. [44]
Возвращаясь к выводу о научном статусе социальной философии, скажем: и все же относительная самостоятельность социальной философии в системе философского знания существует. [45]