Гуманитарное знание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком. (Марк Твен) Законы Мерфи (еще...)

Гуманитарное знание

Cтраница 1


Гуманитарное знание как базис в решении общепедагогических проблем формирования здорового образа жизни творит человека для самого себя и для других людей. Экзистенциальная роль гуманитарного знания в решении общепедагогических проблем формирования здорового образа жизни заключается в том, чтобы помочь человеку избавиться от его главной немочи - смерти. Современные достижения в разных науках ( опыты по клонированию, психотехнические воздействия - настрой, например, показывают, что человеческие возможности в борьбе с этим недугом возрастают достаточно быстро, если мерить их мерками вечности. В конечном счете, это и способ мышления человека о своей природе, это помощь людям в главном - в определении смысла, который, как известно сегодня, надо находить каждому самому, его невозможно задать или дать. Все вышесказанное должно, на наш взгляд, послужить исходной позицией, позволяющей принимать решения при создании системы подготовки и переподготовки профессиональных библиотерапевтов. Тот факт, что такая образовательная система необходима, подтверждает анализ исторических и теоретико-методологических предпосылок библиотерапевтических исследований, педагогическое моделирование библио-терапевтической деятельности.  [1]

В гуманитарном знании важное значение для истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением человека к миру.  [2]

Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии, особенно с конца XIX века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде христоцентризма, то есть в виде религиозной философии человека.  [3]

Потребность в гуманитарных знаниях, т.е. знаниях об отношении человека и общества, а именно такие знания дает социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.  [4]

В широком смысле гуманитарное знание принято отождествлять с художественным способом познания и закрепления / присвоения внешнего мира. Естественнонаучное знание, напротив, по общепринятому канону противоположно первому, так как в способах присвоения внешнего мира оно описывает не эмоциональное, экспрессивное, а закрепляет в основном то, что выделено и очищено в результате логического ряда операций, то, с чем, в свою очередь, можно оперировать, что можно моделировать, конструировать. Это хорошо показали, например, и психолингвистические исследования: в живой ткани речи можно с тем же успехом увидеть только логику грамматического строя языка, предложений и отдельных слов и не заметить ее тональностей, эмоциональности и смысловой стороны. Можно классифицировать ассоциации по контрастности, сходству, подчиненности, равномерности, превосходству, однако чаще всего это не имеет никакого отношения к самому ассоциативному процессу. Таким образом, гуманитарное знание также может утратить те специфические черты, которые, собственно, и раскрывают его сущность: оно обращено к глубинным антропологическим основаниям человека; оно раскрывает те стороны отношений внешнего и внутреннего миров человека, в которых он проявляется со стороны своих подлинно человеческих качеств.  [5]

СТРУКТУРАЛИЗМ, направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20 - х гг. 20 в.  [6]

СТРУКТУРАЛИЗМ, направление в гуманитарном знании ( лингвистика, лит-ведение, этнография, история и др.), сформировавшееся в 1920 - х гг. и связанное с использованием структурного метода. Получил наиб, распространение в 60 - х гг. во Франции ( К.  [7]

Парадоксально, но стремительное развитие гуманитарного знания дает тот же эффект. Обогащение истории, культурологии, психологии, социологии и других дисциплин подрывает верховенство философии.  [8]

Возьмем в частности, такие аспекты гуманитарных знаний и представлений, которые касаются ценностных приоритетов, принятых в обществе, этнических и исторических традиций в культуре, этике и эстетике. Указанные факторы оказывают весьма существенное влияние на конкретное проявление различных общественных потребностей и, следовательно, на стратегию в проектировании новых видов ТО, в частности, на представления об оптимальных их потребительских качествах и на принятие решений, которые оцениваются как хорошие или как плохие.  [9]

В этом смысле резко возрастает общенаучное значение гуманитарных знаний.  [10]

О собственном мировоззрении начала века и стремлении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему многими годами позже сам Сорокин напишет: С философской точки зрения, возникающая система взглядов была разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основывающейся на логических и эмпирических научных методах познания.  [11]

Необходима смена приоритетов: от преподавания неусваиваемых и потому бесполезных гуманитарных знаний к формированию и применению гуманитарных навыков: мышления, понимания, коммуникации, работы с информацией, умения обосновывать и доказывать собственную точку зрения.  [12]

В основе концепции новой образовательной модели должно находиться обеспечение фундаментального гуманитарного знания. Данный подход, в свою очередь, предполагает понимание существенно общих историко-антропологических оснований и единства человеческой деятельности, творчества. В центре внимания при таком подходе оказываются фундаментальное гуманитарное образование, имеющее полидисциплинарную основу и ориентированное главным образом на познавательный метод в его философско-эпистемологической, историко-источниковедческой и эвристической составляющих. Знание общих принципов информационно-источниковедческой эвристики и аналитики ориентировано на умение довести это знание до практического, социально значимого результата.  [13]

Отмеченные эпистемологические особенности всегда характерны для социологического и, шире, гуманитарного знания: каким бы объективным, точным и достоверным оно ни было, оно всегда остается в известной мере субъективным и приблизительным.  [14]

Информационная работа, особенно на уровне методологическом, совпадает во многих областях гуманитарного знания. Поэтому представляют особый интерес и другие исследования, выполненные на качественном уровне.  [15]



Страницы:      1    2    3    4