Cтраница 2
Изучение всех этих процессов составляет предмет специального раздела науки о механизмах. В этот раздел входят и вопросы контактной прочности, и проблемы трения и смазки. В настоящее время далеко не весь материал этого раздела удалось уложить в рамки строгих математических теорий. Поэтому при расчете нагрузочной способности кинематических пар экспериментальные данные используются значительно шире, чем это имеет место при проверке прочности инженерных сооружений. Каждый такой критерий пригоден только для той кинематической пары, для которой он был получен теоретически или экспериментально. [16]
Вместе с тем при нормальной температуре или незначительном нагреве их износостойкость высока. Поэтому основным критерием наступления предельных режимов эксплуатации термопластичных подшипников скольжения ( сокращенно ТПС) является допустимый уровень температур. Следовательно, в основе расчета нагрузочной способности ТПС должен лежать тепловой расчет узла, задачей которого является определение рабочей температуры узла или ( при заданной допустимой температуре эксплуатации) допустимых режимов эксплуатации ТПС в данном узле. [17]
Вместе с тем при нормальной температуре или незначительном нагреве их износ незаметен. Поэтому основным критерием предельных режимов эксплуатации термопластичных подшипников скольжения ( ТПС) является допустимый уровень температур. Следовательно, в основе расчета нагрузочной способности ТПС должен лежать тепловой расчет узла, задачей которого является определение рабочей температуры узла или ( при заданной допустимой температуре эксплуатации) допустимых режимов эксплуатации ТПС в данном узле. Ввиду малой теплопроводности и сравнительно высоких значений коэффициента линейного температурного расширения полимеров при эксплуатации ТПС возникают затруднения в отводе теплоты через подшипник и значительно изменяются сборочные зазоры. [18]
В коробке подач консольно-фрезерных станков серии Н Горьковского завода фрезерных станков опоры валов привода подач выполнены в виде бронзовых подшипников скольжения. Скорость их изнашивания высока. Орджоникидзе, после двух лет эксплуатации износ втулок достигает 0 2 мм и более. При испытании на ГЗФС станков серии М отмечен выход из строя игольчатых подшипников 942 / 20 и 943 / 25 в опорах блока шестерен и фрикционной муфты, а также игольчатых подшипников 942 / 20 на V валу и 943 / 40 вилки включения муфты быстрого хода, расположенной в консоли станка. Основной причиной неудовлетворительной работы упомянутых подшипников является их недостаточная смазка в процессе эксплуатации. Закладываемая при сборке пластичная смазка часто вымывается охлаждающей жидкостью. Эти явления в ряде случаев приводят к повреждению рабочих поверхностей шеек валов, по которым работают игольчатые подшипники, заклиниванию и поломке иголок. В опоры валов коробки подач станков серии Н установлены термопластичные подшипники. Осуществлен расчет нагрузочной способности этих подшипников и требуемого зазора. Исходные данные для расчета взяты из паспорта станка и в отделе главного конструктора ГЗФС. Результаты расчетов представлены в табл. 63, которая составлена в соответствии с разработанным порядком расчета и содержит все сведения, необходимые для его осуществления. Работа рассчитываемых термопластичных подшипников затруднена ввиду наличия соседних подшипников аналогичного исполнения. Эти подшипники, смонтированные в одной стенке корпуса или на одном валу, влияют друг на друга как сторонние источники тепла, что вызывает снижение их нагрузочной способности. [19]