Cтраница 1
Расшива часто прибивалась ко льду, и ее надо было отталкивать. [1]
Пьяный свернулся он с расшивы и потонул. [2]
Как только проходил лед, бурлаки из затонов выводили груженные товарами расшивы на воду. [3]
Вот как описывает Зарубин одно из таких плаваний: Около завтрака разыгрался сильный верховой ветер, который весьма препятствовал ходу расшивы. Бурлаки как ни налегали на свои лямки, однако не могли делать шаг более четверти аршина, а при сильном порыве ветра нередко пятились еще назад. [4]
В архиве Академии имеются целые тетради с кропот 1иво сделанными вычислениями длины, ширины и дета-аей волжских судов; с догадками о том, какое из них легче на ходу или тяжелее; с бесчисленными измерениями малых лодок, белян и расшив; с заметками на полях, относящимися к тому или иному собранному Кулибиным материалу, вроде, например: Нужно рассмотреть обстоятельнее; с добавлениями на обороте листов, с лаконическими надписями: Весьма нужное; на особых вкладках даны дополнения к обстоятельным запискам и заявлениям. [5]
Сей практический опыт машинного судна открыли мне путь и доказал совершенную возможность к построению и произведению в действие с наилучшим успехом других машинных судов на реке Волге, ибо при толикой многосложности и тяжеловесности машины, которую переделками уменьшить и поправить по желанию, по причине невыгодности, фундаментального основания на сем судне, было уже невозможно, при всем том действии разнилось оно успехом своего хода с другими расшивами, Завозом без машин идущими. [6]
Сама камфора в твердом виде не реагирует с полимерами. В ее расшиве растворяются: гидролизованные ацетаты целлюлозы ( 56 - 59 % СН3СООН), трипропионат целлюлозы, этил - и бензилцеллюлозы, поли-винилхлорид и его сополимеры, поливинилиденхлорид, поливинил-изобутиловый эфир, поливинилбутирали, поливинилацетат, полимет-акрилат и полиакрилаты. [7]
Механик Кулибин имеет честь предложить почтеннейшей публике... Волге-реке суда, называемые расшивами, ходили с разным грузом против течения воды, помощью машины, действующие стремлением речным с меньшим числом работных людей. Дальше рассказывается история опробованного судна и выгоды, от него проистекающие. Ход его не уступает расшиве, а людей оно требует вдвое меньше. Судно находится в Нижнем Новгороде, и все желающие пользоваться таковым изобретением могут оное видеть, скопировывать чертежи и списывать копии в губернском правлении. Очевидно, отчаявшись в том, что государство использует его изобретение, и видя свое детище стоящим без толку у берега, Кулибин рассчитывал на отклик общественности или поддержку мецената. [8]
Характерно, что мелкие лавочники перепугались, про-слыша об этом проекте Кулибина. Если возить товары будут машинные суда, то на пристанях исчезнут бурлаки, меньше станет на Волге работного народа, который водит расшивы, лодки и является основным покупателем у лотошников и розничных торговцев. [9]
Министерство морских сил отказалось дать заключение по изобретению и потребовало дополнительных сведений: как судно будет управляться, каковы его грузоподъемность и скорость по сравнению с расшивами и пригодно ли оно под паруса. [10]
Таким образом, за шестнадцатичасовой рабочий день оно могло пройти 13 километров. Расшивы приблизительно шли так же. [11]
Огромные артерии России - Волга и Ока - проносили бесчисленные суда с товарами. В Рыбинск шли расшивы с хлебом, в Астрахань - суда с пестрядью, с канатами, с парусиной, сплавлялся лес. [12]
Это были суда емкие, большие, очень крепкие. Обшивка и днище расшив крепились железными костылями, конопатились паклей и тщательно замасливались. [13]
Просьба Кулибина о выдаче ему пенсиона вперед на издержки по изобретению была уважена. С лета 1802 года он подготовляет отдельные части для самоходного судна, улучшенного по сравнению с первым, испытанным на Неве. Для этого была использована готовая расшива, ходившая с грузом соли. [14]
На Волге известны были многие разновидности расшивы. [15]