Cтраница 3
Для начального этапа характерно наличие ряда направлений и группировок, предпосылки образования которых можно обнаружить в самой логике создания новых форм, отвечающих новым социальным потреб - юстям, функциям и строительной технике. Так, в творческом кредо рационалистов Аснова, опиравшихся на психоаналитические модели интуитивного эстетического восприятия, очевидны элементы абсолютизации в теории ограниченного, преимущественно интуитивного подхода и соответствующих аспектов архитектурной формы. Принципы конструктивистов ( функционалистов) Оса не лишены печати рационалистского, аналитического подхода. Противопоставленное такой обусловленной односторонности стремление немедленно достигнуть синтеза формы, хотя бы искусственного, могло вести к рецидивам символического формализма в строительстве уникальных зданий, допускавшего прямые ассоциации архитектурной формы с символами и атрибутами новой жизни. Другой ускоренный путь, открывавший широкие практические возможности и опиравшийся на уже достигнутое высокое профессиональное мастерство, заключался в привлечении для решения новых социальных задач по-новому трактованных форм архитектуры прошлого - путь, по которому шла не одна из эпох предшествовавших промышленной революции. [31]
Но если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и в наши дни не утратил своей остроты. [32]
Лейбница, подвергшееся, од-нак у рационалистов школы Вольфа схематизируй: ему упрощению и даже вульгаризации. [33]
Не случайно он высказывал симпатии к выдающемуся рационалисту XVII века - Спинозе. Но, пожалуй, его метод ближе к рационализму старшего современника Спинозы - Декарта. [34]
Она легла в основу концепции истины как у рационалистов ( Декарт, Лейбниц), так и у сенсуалистов ( Локк, Кондильяк, франц. Согласно этой теории, истина есть отображение абс. Поэтому вместо книг следует читать наши собственные представления... [35]
От идолопоклонства занятым идеям зависит отсутствие у нас способности уловить действительные и простые нужды страны и народа и действовать в их интересе. Эта способность, неведомая ни классикам, ни рационалистам, ни фаталистам, покоряя человеческую гордость и охватывая все области людских и природных отношений, лишь в силу своей правдивости и простоты, рождается только тогда, когда ставят на первое место не красоту идеи самой по себе, а согласие ее с действительностью. Этим путем, развившимся из начал опытного знания, достигнуты все успехи вселенского знания природы, выразившиеся в тех промышленных и умственных завоеваниях, которые всем видимы как рез. А этот способ обладания природою начинается только с покорного признания незыблемых и неизменных законов, управляющих всею природою, как внешнею, так и внутреннею. [36]
Лингвистическая теория Якобсона, как и его предшественника Соссюра, отличается психологизмом. Блумфилд) были преданы бихевиористскому направлению, то Якобсон являлся в философском смысле рационалистом, выделяя скорее врожденные когнитивные универсальные структуры, чем обучение языку путем интеракции с окружающей социальной средой, стимула и реакции. После работ Хомского именно рационализм Якобсона одержал победу в лингвистике в целом. Но для его подхода, сосредоточенного на универсальных структурах языка, также характерны ограничения, в частности он не учитывает семантику, контекстуаль-ность языка, генетический и социальный творческий потенциал и волю. [37]
Итак, мы видим, что разум, подвергнутый абстрактному анализу в сознании разумного существа, способен согласоваться при помощи открываемых в нем принципов и их идеального развития с законами окружающей среды и способен выражать их. Мы видим далее, что, при данных свойствах нашего я и среды, разум не может быть иным, чем он есть: он, стало быть, действительно обладает, как утверждают рационалисты, необходимостью и всеобщностью. [38]
Те, кто занимались науками - пишет Бэкон - были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. [39]
Декарта, Спинозы и др., интеллектуальная интуиция представляет собой высший акт разумного познания, она, следовательно, не исключает дискурсивного, логич. Эта концепция была вызвана к жизни, с одной стороны, необходимостью теоретически обосновать математик, аксиоматику, с другой - определить исходные посылки теоретич. Поскольку рационалисты ( так же как н сенсуалисты и эмпирики) не понимали гносеологии, значения практики, они неизбежно должны были приходить к представлению об интуитивной основе познания и интуитивно постигаемой ясности и отчетливости как критерии истины. [40]
Эта стратегия возникает из сочетания идеального и реального подходов. Согласно этой стратегии, общество понимается как объективная и ограничительная структура идей. В отличие от субъективистов, рационалисты считают, что идеи, смыслы не являются достоянием индивидов - все это находится за пределами индивидуального сознания. Идеи устанавливают пределы и указывают на возможности осмысленного действия индивидуальных действующих субъектов. [41]
Так могут рассуж дать только рационалисты и метафизики. Но это не мешает ей быть реакционной по отношению к теории пролетариата. Поэтому там, где идеологи буржуазии выдвигают модную доктрину, она в нашу эпоху, эпоху величайших напряжений, кризисов, гниения капитализма, обыкновенно реакционно-мистична, а ее рациональные зерна в рациональной форме содержатся уже в марксистской концепции. [42]
В 1776 уволен в отставку, его реформы отменены. Выдвинул один из первых вариантов рационалистам, теории прогресса - общество проходит религ. [43]
Хотя гипотеза о неподвижном Солнце значительно упростила астрономическую теорию и вычисления, но, как уже отмечалось, представление траекторий планет в виде комбинаций деферента и эпициклов не давало полного согласия с наблюдениями. Честь его принадлежит большому любителю религиозно-мистических аллегорий, рационалисту и эмпирику Иоганну Кеплеру ( 1571 - 1630), немцу, сочетавшему в себе необычайную силу воображения и экзальтированность с поистине безграничным терпением в собирании данных и неукоснительным следованием фактам. [44]
Таким образом, представляется, что априорность оснований математики оказывает определяющее влияние на содержание социокультурной деятельности человечества, в целом стремящегося сделать ее не просто непрерывной, но и рациональной. Элементарный историко-философский анализ показывает, что именно эта тенденция в развитии человечества всегда, в конечном счете, побеждает. Думается, что рационализм в широком смысле, придаваемом ему его провозвестниками - рационалистами XVII в. Спинозой, далеко еще не исчерпал своего потенциала, и вполне возможны повороты в историческом развитии рационализма, дающие вновь приемлемые перспективы. Представляется далеко не тривиальным тот факт, что математический априоризм, утверждающий внеопытное происхождение и социокультурную инвариантность оснований математики, и тем самым вроде бы отрывающий математику от социокультурной практики человечества, при той основополагающей роли, которую математика играет в современном мире, тем не менее, имеет и важнейшее социокультурное значение, поскольку неявно определяет социокультурную стратегию общества. [45]