Cтраница 1
Условная реакция остается классической формой обучения. Ее основу составляет соединение двух входов. Если необходимо привести доказательства в пользу этого учебного механизма в изолированном бессинапсном нейроне, то следует подвергнуть ревизии традиционные гипотезы, согласно которым только исключительно синап-тические изменения являются основой накопления информации. В качестве критерия условной реакции на уровне одиночной клетки принимается усиление локального ответа на постоянное раздражение и достижение порога для возникновения акционального потенциала, а также возможность его экстинкции и более быстрого рекондиционирования. [1]
Условная реакция, которая продолжительное время не подкрепляется, затухает на основе процесса торможения. Условный раздражитель теряет свое значение, а связь - релевантность поведения в смысле привыкания. [2]
Условные реакции симпатии и антипатии нами будут рассмотрены на основе функциональных схем Хассен-штайпа, которые должны пояснить существенные дифференциальные признаки. [3]
Подразделяя комплексные условные реакции на условные реакции симпатии и антипатии, мы в принципе следуем классификации реакций Павлова на условные пищевые и защитные реакции или, в более широком смысле, на положительные и отрицательные реакции. Не вдаваясь в дискуссию о правомерности ( которая целесообразна и биологически объективна в плане характера реакций, способствующих сохранению вида) терминов положительный и отрицательный, мы используем более широкие понятия условная реакция симпатии и условная реакция антипатии, которыми охватываются все естественные безусловные реакции из области сексуального и социального поведения. [4]
Преобразование условной реакции, в особенности внутреннего стереотипа, связано с существенными вегетативными нагрузками. Чем прочнее стереотипия, чем быстрее должно быть переучивание и чем в большей мере изменяется значение сигнала внешнего стереотипа, тем сложнее переучивание и тем интенсивнее бывают сопутствующие явления и нарушения, которые могут привести даже к неврозам. [5]
Сила условной реакции зависит от интенсивности условного раздражения в смысле оптимальной функции. Пикенхайна, этот феномен можно принципиально объяснить тем же механизмом конкурентного торможения, когда реакция приема пищи под действием болевых ощущений вызывает защитную реакцию. [6]
Особенности выработки и сохранения оборонительных. [7] |
Чем больше условных реакций избегания в 1 - м опытном сеансе, тем эффективней процесс консолидации и тем, следовательно, больше число избеганий во 2 - м опытном сеансе, и наоборот, чем меньше условных реакций избегания в 1 - м опытном сеансе, тем менее эффективен процесс консолидации и тем, следовательно, меньше число избеганий во 2 - м опытном сеансе. В результате таких отношений - при других равных условиях - может обнаружиться прямая корреляция между числом реакций избегания в 1 - м и 2 - м опытных сеансах. Иными словами, чем медленнее вырабатывается временная связь, тем прочней она фиксируется и лучше сохраняется и воспроизводится. [8]
Трудность выполнения условной реакции ( например, в ответ на один стук поднять правую, в ответ на два стука - левую руку или в ответ на показанный палец поднять кулак, а в ответ на показанный кулак поднять палец) заключается в конфликтности требуемого действия: оно предполагает, что движение испытуемого не будет эхопрактически повторять сигнал, но что оно будет соответствовать условному значению сигнала, приданному инструкцией. [9]
Предпосылкой образования условной реакции является отвыкание ориентировочной реакции от индифферентного раздражителя и общее привыкание к опытной ситуации. [10]
Трудность выработки условной реакции при полном совпадении индифферентного и безусловного раздражений основывается, вероятно, на их объединении в один комплексный признак. Если поступит только один условный раздражитель, то часто реакция не наступает, так как отсутствует необходимая идентификация признакового образца со значимым комплексным раздражением. [11]
После закрепления условной реакции 1-го порядка эта реакция гасилась на тон частотой 2000 герц. Для выработки этого дифференциального торможения ( причем тон частотой 2000 герц не подкреплялся, а отсутствие реакции на тон частотой 500 герц всегда наказывалось болевым раздражением) потребовалось всего лишь три дня. [12]
Если выработка условной реакции пассивного избегания основывается на эмоциональной реакции страха, то естественно, что эффективным напоминанием будет активация именно этого состояния. Так, напоминателем может служить и агент, не имеющий отношения к самой процедуре обучения, но вызывающий ту же эмоциональную реакцию. [13]
На основе условной реакции первого порядка вырабатывается условная реакция второго порядка. Так, если была усвоена условная пищевая реакция на звонок, то благодаря многократной комбинации нового индифферентного признака, например блица ( светового эффекта), совместно со звонком может быть выработана условная пищевая реакция второго порядка па световой эффект, хотя подкрепление пищей и не последует. Подкрепление производится только на звонок. Кроме того, индифферентный раздражитель должен быть достаточно сильным или видоадекватным. Более важными представляются, однако, отношения между раздражителями по силе: доминировать должен раздражитель подкрепления. [14]
Больной выполняет условную реакцию в течение двенадцати раз без ошибки; выполнение условной реакции сохраняется после паузы в 30 сек, не заполненной какой-либо побочной деятельностью После того как эта пауза заполняется интерферирующей деятельностью ( счетом), сигнал сначала не вызывает никакой реакции, но, когда рука больного кладется в прежнее ( исходное) положение, условная реакция выполняется снова без всякого повторения инструкции. [15]