Cтраница 4
Еще более ясным будет впервые предпринятое Хас-сенштайном разграничение, если условные реакции рассматривать на основе собственных рефлексов. Наиболее известен так называемый рефлекс коленного сухожилия, которое включает только две нервные клетки. [46]
Для ответа на этот вопрос были проведены опыты с формированием условной реакции ( реакции выбора), причем в одних случаях после введения интерферирующей деятельности от больного требовалось практическое воспроизведение этой реакции, а в других - ответ на вопрос, какое именно действие он только что выполнял. [47]
Мы различаем следующие виды обучения: привыкание; первичное запоминание; условные реакции; условные действия ( инструментальная обусловленность); обучение путем наблюдения и подражания; обучение путем познания. [48]
Ценер с помощью киносъемки и тончайшего анализа деталей установил, что условная реакция по отношению к безусловной представляет собой более комплексную организацию поведения. Зависимое от соседства торможение с запаздыванием, ситуативная дифференциация срабатывающих раздражителей от сопутствующих признаков и уточняющие установки механизма ожидания, получаемые на базе новой информации, свидетельствуют о высокой степени познавательной селекции, связанной с процессами обучения. [49]
Эти наблюдения заставляют обращать более пристальное внимание на начальные стадии выработки условных реакций у животных, выявлять особенности становления сомато-вегетативных показателей в идентичных квантах поведенческой деятельности у разных индивидов. [50]
Если привыкание вычленяет нерелевантные ситуативные признаки как несущественные, то вследствие условной реакции до сих пор индифферентные воздействия раздражителей в результате связи с релевантными для поведения признаками приобретают большее значение. Передача значения ( сигнала) от срабатывающего раздражителя на первоначально нейтральный раздражитель позволяет осуществить адаптацию поведения благодаря селективному использованию ситуативных признаков сигнального характера. [51]
Примерно в то же время, когда И. П. Павлов проводил свои опыты условной реакции на пищу, Е. Л. Торн-дайк в Америке опубликовал ( 1898) результаты своих экспериментов по обучению кошек. Уже тогда им была разработана методика инструментального кондиционирования, а знаком эффекта признано значение следования способов поведения в процессе адаптации. [52]