Cтраница 4
Отношения, выделенные в одноименном параграфе ( § 5 гл. ПС), отличаются тремя предусмотренными в ст. 763 ПС признаками. Первый - назначение соответствующих отношений. Имеются в виду реализация федеральных и межгосударственных целевых программ, развитие и создание производственного потенциала в соответствии с направлениями структурной политики Правительства Российской Федерации, развитие общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга, строительство отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экономической сферы общегосударственного значения, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны. Второй - специальные источники денежных средств, которые обеспечивают достижение указанного результата; имеются в виду средства федерального бюджета и бюджета субъектов федерации, а также внебюджетные источники. [46]
Средний отраслевой уровень управления также в большой степени подвержен трансформации в зависимости от изменения отношений собственности в строительной комплексе, развития рыночных отношений между участниками инвестиционно-строительной деятельности, преобладания экстенсивного или интенсивного вариантов развития стройкомплекса. На рубеже 90 - х годов, как считают многие авторы [59], строительный комплекс Москвы под централизованным управлением Мосстройкомитета, объединившем по вертикали 5 строительных главков, развивался преимущественно экстенсивно, в нем накапливались негативные тенденции, связанные с монополией Мосстройкомитета и тиражированием его организациями устаревшей продукции - дешевого муниципального жилья с высокой удельной энергоемкостью. Экстенсивно развивался и топливно-энергетический комплекс, цены на энергоносители росли быстрее, чем цены на стройматериалы. Как результат, в 1994 г. из бюджета города на покрытие разницы в тарифах на потребляемую жилым сектором тепловую энергию и ее себестоимостью было израсходовано 900 млрд. руб., в 1995 г. - 3 трлн. руб. Население при этом оплачивало только 20 - 22 % предъявляемых городу тарифов. Выход тогда, в 1991 г., виделся в реализации городской пятилетней Целевой программы интенсификации производства Прогресс-95, которая была связана с использованием новых технологий, достижений научно-технического прогресса, коренной реконструкцией и техперевооружением стройиндустрии и перестройкой экономических отношений между участниками строительного комплекса. [47]
Ограниченность программно-целевого подхода связана с тем, что в реальной жизни изменение условий функционирования предприятия может привести к тому, что намеченные мероприятия перестанут быть эффективными либо вообще станут невозможными. Кроме того, в экономических системах, имеющих, как правило, многоцелевой характер, практически невозможно построить непересекающееся, непротиворечивое дерева целей. На стадии планирования можно попытаться разорвать часть связей и сформировать непересекающиеся целевые программы, но совершенно невозможно сделать это на стадии управления. Именно поэтому мы считаем, что структуризация проблем и задач развития предприятия возможна в виде открытой иерархической структуры, на основе которой затем формируются конкретные целевые программы. Причем для выявления множества вариантов достижения поставленных целей и моделирования процессов реализации целевых программ может быть использован аппарат сетевых и стохастических сетевых моделей, описанный в дальнейшем. [48]