Cтраница 2
Дюркгейм рассматривал социальную реальность как особого рода бытие, имеющее свой смысл в силу своей особой - коллективной - природы и свои, только ей присущие закономерности, познание которых и составляет задачу социологии. Человека он рассматривал как двойственное, биосоциальное существо, часть сознания которого определяется биологически, а наиболее высокие формы человеческого духа - обществом. Совокупность мнений, знаний, способов действия и других явлений культуры составляют, по Дюркгейму, общество. Они являются продуктом длительного развития общества и принудительно навязываются каждому индивиду. [16]
Согласно второй концепции социальная реальность абсолютно независима от внешних условий; логика ее развития произвольна, ничем не ограничена, кроме договоренностей партнеров друг с другом. Подобные взгляды, развивающиеся в феноменологической социологии, этнометодологии, удачно резюмировал Дж. Тернер: То, что наиболее поддается наблюдению, - это попытки взаимодействующих ннд. [17]
По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное, реальна, как и другие виды реальности ( биологический, психологический, экономический), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами. [18]
Этот механизм подкрепления социальной реальности картинками очень существенен. [19]
Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, неодолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в физическом мире, причинами. [20]
Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. [21]
Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как человечество в миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и самая реальная социальная реальность. [22]
Отсюда следует, что новая социальная реальность, новые общественные отношения требуют новых теорий и понятийного аппарата, имманентно присущих друг другу. [23]
Микро - и макроуровни социальной реальности. Модель социальной реальности может быть представлена в виде двух континуумов: макро - и микроконтинуума и континуума объективно-субъективного. Содержание и характер взаимодействий этих континуумов составляет динамическое качество социальной реальности. Последовательный ряд от микро - к макроуровню социальной реальности предполагает наличие следующих звеньев: индивидуальности, или действующие личности, их взаимодействие; социальные группы, социальные институты и организации; типы обществ; типы цивилизаций. [24]
Объективный и субъективный уровни социальной реальности. Объективный уровень объективно-субъективного континуума означает, что то или иное социальное явление существует или, говоря словами Дюркгейма, является вещью. Этот уровень составляют действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты, различные государственные органы. [25]
Практическое изучение интегральной модели социальной реальности заключается в том, что при подготовке и проведении любого социально значимого социологического исследования она, во-первых, позволяет установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности, во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений и, в-третьих, требует применения адекватной этим явлениям методики и техники. [26]
Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком. [27]
По вопросу о природе социальной реальности и путях дальнейшего развития социологии развернулась довольно бурная полемика между психологистом Тардом и социологистом Дюрк-геймом: обмен полемическими выпадами между ними происходил довольно регулярно. [28]
Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Социальные структуры и социальные институты отождествляются в этой парадигме с понятием реальных вещей. [29]
Парадигма социального факта сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Дюркгейм считал, что социальные факты представляют собой элементы действительности, которые не зависят от индивидов. [30]