Cтраница 1
Регулирование доходов, заработной платы через определение минимального прожиточного уровня, установление адекватного ему минимального размера оплаты труда, индексацию доходов населения, систему социального обеспечения ( пенсии, пособия), реализацию бесплатного медицинского обслуживания все это ничто иное, как объекты активной социальной политики государства. [1]
Регулирование доходов и заработной платы осуществляется в процессе реализации государственных программ социального обеспечения. Социальные гарантии, социальная защита реализуются через регулирование доходов и заработной платы и представляют собой законодательно провозглашенные принципы обеспечения социальных прав всего населения. Они включают систему мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. [2]
Регулирование доходов является неотъемлемой частью экономической и социальной политики. Государство, осуществляя регулирование, выполняет распределительную функцию, которая заключается в формировании и распределении доходов, определении принципов и систем оплаты труда, создании и развитии положительных мотиваций. [3]
Регулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов населения, уровня его жизни, на оптимизацию рыночных законов в целях развития экономики в целом. Оно решает задачи стимулирования экономического развития, поощрения структурных преобразований в отраслях производства, активного регулирования занятости и налогообложения. [4]
Защитники регулирования доходов отвечают на это следующим образом: если бы эффективная политика привязки заработной платы к ценам или контроля за ними применялась в конкурентной экономике, то действительно по прошествии некоторого времени сопутствующие такой политике ограничения нарушили бы механизм распределения ресурсов. Но предпосылка, что распределение ресурсов абсолютно эффективно в отсутствие политики заработной платы и цен, неверна. Инфляция издержек возникает якобы именно потому, что крупный бизнес и крупные трудовые объединения располагают монопольной властью и, следовательно, способны исказить структуру распределения ресурсов. [5]
Политика регулирования доходов имеет и другие недостатки. Считается, что она только откладывает на время, но не исключает большого прироста заработной платы, поскольку как только действие этой политики прекращается, рабочие стараются наверстать упущенное. [6]
Политика регулирования доходов ( incomes policy), обычно в значительной степени опирается на гласность и публичность. Считается, что такой эффект гласности оказывает наибольшее влияние на соглашения о заработной плате, переговоры о которых проходят на глазах общественности, т.е. являются наиболее прозрачными. Эмпирические исследования показали, что в процессе реализации политики доходов наиболее медленный рост зарплаты имеет место в прозрачных отраслях промышленности и отраслях, в наибольшей степени охваченных профсоюзным движением. [7]
Политика регулирования доходов и заработной платы, несомненно, более успешно будет реализовываться в рамках модели реформ, сочетающей рыночные инструменты с системой экономического регулирования рынка со стороны государства, которая должна быть отлажена на следующем этапе реформ. [8]
Особенности регулирования доходов в сфере образования, и особенно высшей школы, требуют построения модели материального стимулирования на основе наиболее оптимальных для конкретных условий вариантов определения каждого из элементов. Тарифная часть дохода работника относительно стабильна. [9]
Международные нормы регулирования доходов и заработной платы можно условно разделить на три вида: общие, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие в конкретных регионах; и двусторонние. [10]
Основным механизмом регулирования доходов является прогрессивный налог с физических лиц, включающий изъятие части доходов у всех слоев населения, имеющих доходы. [11]
Основным методом регулирования доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов. Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Кодекс законов о: труде ( КЗоТ), Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ. [12]
Проведение государственной политики регулирования доходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота. [13]
В Великобритании политика регулирования доходов осуществлялась почти непрерывно с 1960 по 1978 г. Она реализовывалась в трех основных формах: замораживание, установленные законом и добровольные нормы, ограничивающие рост заработной платы. Замораживание устанавливалось на короткие промежутки времени несколько раз после войны. [14]
В качестве средств регулирования доходов используются: налоги, трансфертные платежи, выплаты пособий, певсий, тарифы в льготы. [15]