Cтраница 1
Регулирование занятости основано на синтезе рыночных рычагов и активного участия государства в регламентации правил предпринимательской деятельности, функционировании рынка труда, социальной защиты граждан от последствий безработицы, в ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики. [1]
Регулирование занятости должно обеспечить не закрепленность за работником конкретного рабочего места, а создание условий для непрерывного роста квалификации и профессионального мастерства. Именно разработка такого постоянно действующего механизма и его совершенствование в соответствии с возникающими проблемами станут ядром государственной политики занятости. [2]
Законом предусмотрен механизм регулирования занятости населения, меры социальной защиты трудящихся, принципы выплаты пособия безработным. [3]
Безработица в развитых капиталистических странахв 1961 - 1993 гг. ( млн. чел., в среднем за год. [4] |
Кейнсианский подход к регулированию занятости трудоспособного населения с помощью инфляционного стимулирования экономического роста был опровергнут не только теоретически, но и на практике. В 80 - е годы в большинстве стран Запада была отвергнута кейнсианская политика полной занятости. [5]
Наибольший интерес представляет опыт регулирования занятости в моделях социально-ориентированной экономики, являющихся результатом эволюции рыночной экономики в сторону подчинения рынка задачам и целям социальной политики. Отличительным признаком регулирования занятости в данном случае является установка на полную продуктивную свободно избранную занятость. Это означает синтез рыночных принципов регулирования при активном участии государства в регламентации правил функционирования рынка труда и предпринимательской деятельности, активных мер по социальной защите населения от угрозы безработицы, усилению адаптации населения к требованиям рыночной экономики. [6]
Первым элементом такой системы является регулирование занятости. [7]
Основным инструментом государственной политики в области регулирования занятости, предупреждения безработицы и смягчения ее последствий выступают на федеральном уровне Программа содействия занятости населения, Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест, Программа социальных реформ и аналогичные программы, разрабатываемые и реализуемые на региональном уровне. [8]
Ограничено действие и таких социальных механизмов регулирования занятости, как механизмы гибких форм труда и рабочего времени. Объективные условия функционирования этих механизмов в постсоветской экономике еще не созданы, но субъективные предпосылки выражены довольно отчетливо, особенно в женской среде. На первое место среди гибких форм труда и рабочего времени ставится работа с неполным рабочим днем и неполной рабочей неделей, на второе - работа по контрактам и субконтрактам и в сфере обслуживания, на третье - временная и сезонная работа. Чем определяются темпы развития гибких работ. Во-первых, избыточностью труда, что ведет к значительному сдвигу власти от продавцов рабочей силы к ее покупателям на рынке труда. Во-вторых, активным ростом сервисных услуг и сервисоподобных производств, что создает необходимость повышения гибкости трудового процесса. В-третьих, применяя гибкие контракты, работодатели пытаются избегать сравнительно жесткой структуры заработной платы и регуляции занятости с помощью увольнения и вынужденных отпусков. [9]
Предыдущий анализ позволяет разобраться в методах регулировании занятости и цен. Так, достижение полной занятости связано с необходимостью увеличения объема совокупного спроса, а значит, и национального дохода. Эта цель может быть достигнута двумя путями. Во-первых, за счет роста инвестиций, потребления и снижения налогов, что связано с фискальной стратегией, заключающейся в изменении доходов или расходов государственного бюджета. Во-вторых, за счет увеличения количества денег в обращении, поскольку сокращение процентной ставки вызывает рост инвестиций и через мультипликационный эффект увеличивает доходы и занятость. [10]
В подобной ситуации введение в действие социальных механизмов регулирования занятости - профессионального обучения и переобучения, гибких форм труда и рабочего времени и др. - приобретает ограниченный характер и далеко не всегда способствует повышению социальной ориентации формируемых рыночных отношений. Пока что эти механизмы действуют в русле девальвации высшего образования в соответствии с нынешним спросом на мало - и неквалифицированный труд. Переобучается ( до 1 / 3 - профессиям умственного и 2 / 3 - профессиям преимущественно физического труда) всего 15 % зарегистрированных безработных. Остальные 85 % получают пособие по безработице или трудоустраиваются в соответствии с существующим рыночным спросом: до 90 % - на рабочие специальности и 10 % - специальности служащих. [11]
К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. [12]
В сфере занятости проводится политика по сдерживанию вторичного рынка труда посредством регулирования вторичной, неполной и самостоятельной занятости. [13]
К внерыночным факторам можно отнести меры государственного регулирования, связанные с установлением минимума заработной платы, уровня гарантируемых законодательством компенсационных доплат, а также меры по регулированию занятости и защите внутреннего рынка труда. [14]
Наибольший интерес представляет опыт регулирования занятости в моделях социально-ориентированной экономики, являющихся результатом эволюции рыночной экономики в сторону подчинения рынка задачам и целям социальной политики. Отличительным признаком регулирования занятости в данном случае является установка на полную продуктивную свободно избранную занятость. Это означает синтез рыночных принципов регулирования при активном участии государства в регламентации правил функционирования рынка труда и предпринимательской деятельности, активных мер по социальной защите населения от угрозы безработицы, усилению адаптации населения к требованиям рыночной экономики. [15]