Cтраница 2
Регулирование доли оплаты труда в ВВП - непосредственно или через показатель соотношения темпов роста оплаты и производительности труда - не отменяет необходимости регулирования соотношения динамики цен и динамики зарплаты. Оба аспекта регулирования оплаты труда дополняют друг друга и при создании соответствующих механизмов могут способствовать более эффективному воздействию этой оплаты на развитие экономики. [16]
Заработная плата руководителей государственных предприятий и акционерных обществ с контрольным пакетом акций, находящихся у государства, зависит от размера тарифной ставки рабочего первого разряда, численности персонала, значимости выпускаемой продукции и условий труда на предприятии, а также размера прибыли, направляемой на развитие предприятия. Считается, что данный механизм регулирования оплаты труда работников государственных предприятий не в полной мере соответствует требованиям рыночной экономики и нуждается в совершенствовании, в первую очередь, в упрощении и ликвидации дублирования и внедрения автоматических рыночных стабилизаторов. [17]
В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В течение 1994 - 1995 гг. государство предприняло попытку ограничить значительное увеличение размера заработной платы на частных предприятиях путем обложения налогом на прибыль фактических расходов на оплату труда, превышающих нормативную величину. [18]
Должностные оклады служащим ( руководителям, специалистам, служащим) устанавливаются по тем же принципам, по которым строятся тарифные ставки. На предприятиях государственной собственности эти схемы служат основой регулирования оплаты труда в зависимости от должностей, условий труда, характера, масштабов и сложности производства, объема и сложности выполняемых работ. [19]
Специфика организации оплаты труда руководителей, специалистов и других служащих связана с выполнением ими таких управленческих функций, как: организационно-распорядительная, административно-хозяйственная, организационно-инженерная и организационно-экономическая. Одной из важнейших проблем рыночной экономики является проблема регулирования оплаты труда руководителей. К руководителям относятся работники, имеющие в своем подчинении специалистов, служащих и рабочих. Это многочисленная группа, составляющая до 25 % общей численности специалистов и служащих. [20]
Разумеется, нельзя механически перенести зарубежный опыт в нашу экономику. Однако в сочетании с отечественным опытом он полезен и помогает активизировать поиск новых подходов и моделей организации и регулирования оплаты труда в современных условиях. [21]
Высоким подоходным налогом регулируются и доходы от индивидуальной трудовой деятельности. Поскольку за счет доходов от индивидуальной трудовой деятельности приобретается оборудование, формируются оборотные средства, то эти доходы приближаются к категории валового дохода, а их обложение не отвечает задаче регулирования оплаты труда. [22]
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ - целенаправленный процесс установления и изменения заработной платы, осуществляемый на основе договорного регулирования. Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается Генеральным соглашением; отраслевыми ( тарифными) соглашениями; терр. [23]
При расчетах фонда заработной платы необходимо учитывать территориальное регулироварие оплаты труда, которое осуществляется в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Территориальным регулированием устанавливают различия в заработной плате по районам нашей Родины. Это обусловлено необходимостью формирования кадров в северных и восточных районах страны, а также в районах и местностях с особыми географическими и природными условиями. Основу территориального регулирования оплаты труда составляют районные коэффициенты, применяемые к заработку рабочих и служащих по месту их работы. В решениях XXIII съезда КПСС предусмотрено введение районных коэффициентов для всех рабочих и служащих в районах Дальнего Востока, Сибири и Европейского Севера. [24]
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР - по законодательству РФ правовой акт регулирующий правовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником на предприятии, в учреждении, организации. Условия КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР заключается, с одной стороны, работниками в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, с другой стороны - работодателем непосредственно или уполномоченным им представителем. Содержание и структура КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА определяется сторонами. В КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: формы системы и размеры оплаты труда, денежные вознаграждения пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных КОЛЛЕКТИВНЫМ ДОГОВОРОМ; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда молодежи, женщин и других работников; добровольное и обязательное медицинское страхование; соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА; ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками исполнительных органов; отказ от забастовок по условиям, включенным в данный КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, при своевременной и полном их выполнении. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР заключается на срок от одного года до трех лет. [25]