Cтраница 2
Интегрированный и дифференцированный подходы к развитию права окружающей среды имеют объективные основания. Так, необходимость правового регулирования общественных отношений по использованию и охране земель, вод, лесов, других природных ресурсов обусловлена заинтересованностью общества в детальном регулировании с учетом специфики каждого объекта. Соответственно специфичными являются и общественные отношения. [16]
Правовые принципы - это закрепленные в действующем праве основные, руководящие идеи, отражающие общую его направленность. При помощи принципов обеспечивается единство правового регулирования многообразных общественных отношений. Правовые принципы построены с учетом иерархической системы права. [17]
Те же условия определяют и процесс полного отмирания права. В развитом коммунистическом обществе отпадает необходимость в правовом регулировании общественных отношений. [18]
Окружающая среда - одна из наиболее фундаментальных категорий современной науки и практики, стоящая в одном ряду с такими категориями, как мир, экономика, общество, демократия. Именно окружающая среда, а не природа является интегрированным объектом правового регулирования общественных отношений по поводу природы на современном этапе согласно как национальному, так и международному праву. [19]
В отличие от прав и обязанностей, формулируемых нормой права в общем, абстрактном виде, субъективные права и обязанности в правоотношении имеют конкретный характер, принадлежат определенным лицам. Именно через установление соответствующих субъективных прав и обязанностей направляется поведение конкретных лиц, осуществляется правовое регулирование общественных отношений. [20]
При характеристике экологического права как комплексной отрасли ( суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранитель-ного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом связано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам. Эти отрасли являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе права окружающей среды они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру. [21]
Борющийся за свое освобождение пролетариат не может безразлично относиться к тем или иным институтам буржуазного права своей страны. Вооруженный марксистско-ленинским учением о праве вообще и о буржуазном праве в частности, рабочий класс отдает себе полный отчет в том, что возникновение буржуазного права представляло собой громадный шаг вперед в истории правового регулирования общественных отношений, что буржуазное право, рассматриваемое как особый тип, выгодно отличается от феодального и, конечно, рабовладельческого права. С другой стороны, рабочий класс ясно видит эксплуататорский и угнетательский характер буржуазного права. [22]
Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это правило служит достижению целей: а) обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере, б) обеспечения правопорядка в стране. [23]
Как уже упоминалось, государственная власть по различным причинам идет подчас на прямое нарушение ранее установленных правоположений, принимает акты, санкционирующие произвол, нарушает законность и творит беззаконие. Но подобные факты свидетельствуют не о силе власти, а о ее неспособности нормально использовать при данной политической ситуации закон и правосудие, легальными средствами поддерживать порядок, угодный господствующим классам или отдельным группам этих классов. Противозаконные методы осуществления государственной власти, если они становятся систематическими, приводят к разложению законности, к резкому ослаблению правового регулирования общественных отношений, к крайнему расшатыванию правопорядка, что еще более ослабляет власть и ставит ее на край гибелп, краха. Реальная опасность для государства заключается не только в том, что беззаконие вызывает сильнейший политический протест сознательных и прогрессивных слоев населения, не только в том, что умаление права разлаживает государственный механизм, подрывает легальную основу власти и ее авторитет, но и в том, что юридический нигилизм уничтожает тот общественный порядок, без которого не может нормально функционировать данный способ материального производства - подрывается еще и экономическая база государства. Мы уже не говорим здесь о тех больших моральных тратах, с которыми всегда связаны бесправие и ликвидация правосудия, о губительном влиянии произвола на развитие культуры, искусства и науки. [24]
Право по своей природе таково, что не может существовать вне реализации юридических норм в поведении людей, в общественных отношениях, в практической деятельности. Главная функция права - регулирование общественных отношений, а оно имеет место только тогда, когда участники этих отношений используют предоставленные им права и выполняют возложенные на них юридические обязанности. О действующем в стране праве надо судить не только по тому, что записано в нормах законодательства, но и по тому, как фактически реализуются юридические установления, какие на их основе возникают правоотношения, как проводится в жизнь законность, насколько прочен в стране правопорядок. Совсем не редко государственная власть меньшинства принимает такие законы, которые не собирается проводить в жизнь, маскируя тем самым свои цели и свою политику. Происходит разрыв между правом и реальной государственной политикой, что мешает нормальному правовому регулированию общественных отношений, ведет к ослаблению правопорядка, к разрушению режима законности. В этих условиях юридические нормы, во всяком случае какая-то их часть, теряют регулятивную функцию, превращаются в общие декларации, оставаясь на бумаге. Однако в общем и целом правовые нормы предназначены для регулирования общественных отношений, для своего практического осуществления. Осуществление права - закономерность его бытия, его жизни и действия, дпктуемая объективной потребностью каждого способа производства в определенном общественном порядке. Не регулируя общественные отношения, юридические нормы теряют, как правило, свое реальное значение. Поэтому надо знать не только то, что такое право и юридические нормы, но п что собой представляет правовое регулирование. [25]
В основном различают два вида систематизации законодательства - инкорпорацию и кодификацию. Инкорпорация - это такое упорядочение норм права, которое не связано с изменением их содержания. Поэтому ее могут проводить не только компетентные органы, но и другие учреждения, организации, отдельные лица. В результате официальной ( или официозной) инкорпорации компетентные органы государства, например Министерство юстиции СССР, издают Хронологические или Систематические собрания действующего законодательства, могут издаваться также Сборники действующего законодательства в той или иной области хозяйства и культуры. Официальная инкорпорация редко обходится без внесения каких-то изменений нормативного материала, но они в общем незначительны, направлены на фиксацию устаревших актов и устранение отдельных противоречий между нормами или пробелов. Разумеется, все эти, даже незначительные, изменения должны санкционироваться законодательными органами или, во всяком случае, теми органами, которые имеют полномочие внести изменение в данный акт. Другой вид систематизации связан с существенными изменениями в правовом регулировании общественных отношений и именуется кодификацией. Кодификацию осуществляют только уполномоченные на то государственные органы, и ее результаты ( в виде Основ законодательства и кодексов) утверждаются соответствующими законодательными органами. [26]