Cтраница 1
Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня или предела ее отклонения от фиксированных государственных цен. [1]
Государственное регулирование цен: когда применяют его в рыночной экономике и каковы его последствия. [2]
Государственное регулирование цен применяется для узкого круга товаров, производимых предприятиями-монополистами. [3]
Государственное регулирование цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды для потребителей и производителей от введения потолков и низших пределов цен следует поэтому сопоставлять с издержками, связанными с вызванными ими дефицитами и излишками продукта. [4]
Государственное регулирование цен - установление потолков и низших пределов цен - лишает цены их нормативной ( распределительной) функции и влечет за собой непредвиденные побочные эффекты. [5]
Государственное регулирование цен лишает равновесные цены способности выполнять нормативную функцию. Установление эффективных потолков цен приводит к возникновению устойчивых товарных дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукта, ему приходится брать на себя функцию нормирования потребления. Установление низшего предела цен способствует производству излишков продукта; правительство вынуждено закупать эти излишки или устранять их, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительский спрос. [6]
Необходимость государственного регулирования цен была признана еще в 30 - х гг., после мирового экономического кризиса. [7]
О государственном регулировании цен свидетельствуют законы вавилонского царя Хаммурапи, индийский кодекс Ману, эдикт римского императора Диоклетиана ( 301 г.) о максимальных ценах ( Архангельский С.И. Указ Диоклетиана о ценах. [8]
Не применять государственное регулирование цен ( тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления. [9]
Основной метод государственного регулирования цен состоит в том, что производители подлежащих регулированию продуктов и услуг в случаях, когда они желают повысить цены, обязаны представлять в компетентные государственные или местные органы необходимые обоснования. По истечении установленного срока эти органы должны сообщить о своем решении, основанном на рекомендациях квалифицированных экспертов: согласии, несогласии или частичном согласии. Неисполнение решения карается чувствительными санкциями. [10]
Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. [11]
Таким образом, государственное регулирование цен выключает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно устанавливающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этого не делают. Образуются дефициты или излишки продукции, и обществу приходится справляться с порождаемыми ими проблемами. [12]
В чем состоит государственное регулирование цен. [13]
Правовой основой для государственного регулирования цен является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам, Государственная инспекция по ценам. [14]
Важнейшим фактором ценообразования является государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые способы - это установление определенного порядка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда. [15]