Cтраница 3
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации отвечает за государственное регулирование цен и тарифов естественных монополий, важнейшими из которых являются предприятия топливно-энергетического комплекса. Совместно с региональными энергетическими комиссиями система государственного регулирования реализует государственную политику в области цен и тарифов. [31]
На указанные в Перечнях товары и услуги государственное регулирование цен опосредуется определенными нормативными правовыми актами. В качестве примера рассмотрим Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41 - ФЗ О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации 1 ( с изменениями от 11 февраля 1999 г.), который определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Под такими тарифами в Законе признается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию. [32]
Упомянутый Указ признает концепцию дальнейшей либерализации цен; государственное регулирование цен следует осуществлять в основном относительно продукции естественных монополий. Кроме того, Правительству РФ предписано определять ( с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации) и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен. [33]
Положением о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов предусмотрено государственное регулирование цен на основе установления фиксированных цен на продукцию; установление предельного уровня цен или предельных надбавок ( коэффициентов) и изменение цен; установление предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки. Значит ли это, что предприятие может применять только один из перечисленных методов и нельзя применить их в совокупности. [34]
Следует также отказаться от механизма либерализации цен и восстановить государственное регулирование цен по тем видам товаров и услуг, которые играют решающую роль в формировании общественных издержек производства и реализации, в формировании доходов населения, доходов и расходов частных фирм. [35]
Вместе с тем следует отметить, что в случае государственного регулирования цен на те виды продукции, расчеты по которым происходят между арендодателем и арендатором, можно применить иной порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете. Например, в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41 - ФЗ О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую предприятиям и организациям, подлежат государственному регулированию, которое производится путем установления экономически обоснованных тарифов или их предельного уровня. Кроме того, пунктом 1.21 Инструкции Госкомцен России и Минтопэнерго России от 30 ноября 1993 г. № 01 - 17 / 1443 - 11, ВК-7539 О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию определено, что при отпуске электроэнергии энергоснабжающими организациями через электрические сети других потребителей для конечных потребителей действуют тарифы, установленные региональной ( федеральной) энергетической комиссией. [36]
В условиях смешанной экономики большое влияние на процесс ценообразования оказывает государственное регулирование цен. Формы и методы этого регулирования различны и традиционно включают в себя: ценовое право; наблюдение за ценами органами статистики, профсоюзами, различными исследовательскими центрами; косвенное регулирование цен через изменение учетных ставок, налогообложения и таможенных ограничений, через эмиссию денег; прямое регулирование цен через таможенные пошлины, льготные кредиты, государственные субсидии, путем снижения или фиксирования цен. Немаловажную роль в государственном регулировании цен выполняет антимонопольное законодательство. [37]
Потоки природного газа, направляемого к районам его основного потребления в США. [38] |
Под влиянием ряда объективных факторов ( в основном связанных с государственным регулированием цен на примерно 60 % добываемого газа), а также политики нефтегазовых монополий в стране не развивались в должной мере геологоразведочные работы. Это привело к снижению размера доказанных запасов природного газа с 8 2 трлн. м3 в 1971 г. до 5 8 трлн. м3 в 1979 г. и, видимо, повлияло на динамику его добычи. [39]
Значительное влияние на функционирование и развитие газоснабжающих систем западноевропейских стран оказывает государственное регулирование цен на газ, а также возрастающая зависимость от внешних ( экспортно-импортных) связей. [40]
Строительство - одна из немногих отраслей материального производства, в которых государственное регулирование цен на конечную продукцию ( здания и сооружения) обеспечивается использованием при их установлении системы общеобязательных сметных нормативов. [41]
Вследствие этого сюрприза дикого рынка в переходный период к цивилизованному жизненно необходимо жесткое государственное регулирование цен на энергоносители и промышленную продукцию, от которых в конечном счете зависит формирование внутренних цен на все остальные товары. Если этого не сделать сейчас и, ждать пока рыночные отношения приведут к саморегулированию стоимости товаров, то возрастут отрицательные социальные последствия: угроза прогрессирующего разорения природы и дальнейшее ограбление налогоплательщиков. [42]
В Положении о Федеральной Энергетической Комиссии РФ устанавливаются цели и задачи по государственному регулированию цен и тарифов на продукцию ( услуги) естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе, по созданию экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах, в соответствии с которыми это комиссия должна развивать свою деятельность, определять методы применительно к конкретным субъектам естественных монополий. [43]
Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей ( энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне. [44]