Cтраница 1
Прямое государственное регулирование заключается в разработке и функционировании нормативных актов, положений и мероприятий, оказывающих, воздействие на положение дел строительных предприятий. [1]
Прямое государственное регулирование предлагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. [2]
Прямое государственное регулирование цен в настоящее время применяется лишь в высокомонополированных отраслях, попадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Например, специальные комиссии устанавливают тарифы за пользование электроэнергией, на некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10 % цен. [3]
При этом было сохранено прямое государственное регулирование цен на природный газ, оказавшихся в сравнении с ценами на угольную продукцию существенно заниженными. Все это свидетельствует об отсутствии единой скоординированной политики в области ценообразования. Так называемые свободные цены не могут быть по-настоящему свободными в условиях выделения государственных дотаций угольной отрасли при одновременном сохранении заниженных относительно угля цен на газ. [4]
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсное в распределении бюджетных средств. [5]
Ограничение деятельности профсоюзов, а также прямое государственное регулирование уровня заработной платы в рамках политики доходов нацелено на предотвращение повышения реальной заработной платы сверх равновесного уровня и связанного с этим снижения занятости. Рекомендации по уменьшению величины пособия по безработице направлены на снижение уровня естественной безработицы за счет сдвига кривой предложения труда AJ вправо. На увеличение предложения труда ориентированы меры по развертыванию государственных программ по переобучению безработных, профессиональной подготовке выпускников школ. [6]
Государственный заказ на переходный период остается формой прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Однако его форма и условия размещения кардинально меняются. [7]
ЗАКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ( state order) - форма прямого государственного регулирования экономических связей, при которой государство выступает в роли заказчика при покупке товаров, оказании услуг и др. З.г. финансируется за счет государственного бюджета и направлен на удовлетворение общегосударственных нужд. Выгодность З.г. для производителя обеспечивается: 1) договорной ценой; 2) материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы в количествах, определенных генеральным договором; 3) льготами по налогу на прибыль. [8]
На практике в ходе нэпа некоторое время пришлось отказаться от прямого государственного регулирования заработной платы и отдельным хозяйственным единицам было предоставлено право самостоятельно устанавливать расценки и нормы на основе коллективных договоров. [9]
В ходе общего для всех развитых стран процесса дерегулирования экономики методы административного контроля и в особенности прямого государственного регулирования доходов и цен уступают место косвенному воздействию на спрос и предложение на рынках товаров, услуг и труда. Перемещаются акценты в социальной политике. Наряду с диверсификацией социальных программ, рационализацией систем социального страхования и вспомоществования упор делается на создание новых рабочих мест, развитие новых форм занятости и переобучения. [10]
Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой всей системы регулирования. [11]
Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование. [12]
Директивные методы управления являются также неотъемлемой частью экономических средств государственного регулирования, включающих инструменты прямого воздействия на отношения собственности, финансовую и кредитно-денежную систему, внешнеэкономическую деятельность и др. Экономические методы и средства прямого государственного регулирования столь же обязательны к исполнению, как и методы прямого административного воздействия. В условиях рынка именно эти методы являются доминирующими. Экономическое регулирование осуществляется в широких масштабах и в разнообразных формах. [13]
Рынок средств производства необходимо предполагает коренное изменение места и роли отрасли, специализированной на выполнении функций обращения товаров производственного назначения, в структуре народного хозяйства. Развитие рынка объективно связано с резким сужением сферы прямого государственного регулирования обращения и увеличением спроса на услуги торговых посредников как подлинных организаторов оборота товаров производственного назначения. Закономерным результатом этого процесса является существенное ( в несколько раз) и достаточно быстрое увеличение доли торговой отрасли в основных и оборотных фондах народного хозяйства, общем количестве занятых и валовом национальном продукте. Решению этой задачи должна соответствовать финансовая, инвестиционная и социальная политика, отдающая приоритет одной из главных составляющих производственной инфраструктуры, отраслям производства, обеспечивающим ее средствами труда, транспорту и средствам связи. [14]
Фактический объем продаж включается в розничный товарооборот страны. Уровень цен на продукцию, реализуемую на колхозных рынках, меняется в зависимости от колебаний спроса и предложения и не является объектом прямого государственного регулирования. Вместе с тем увеличение продажи, расширение ассортимента и повышение качества товаров в государственной и кооперативной торговле способствуют снижению рыночных цен. [15]