Cтраница 1
Граничный режим смазки - полусухое трение - возникает в периоды пуска и остановки машины, при нарушениях в системе подачи смазки, в тихоходных тяжело нагруженных опорах, при периодической смазке подшипников. Значительное выделение тепла увеличивает опасность задиров, заедания и схватывания вкладыша с валом, возрастает интенсивность износа. Надежную работу подшипников в этом режиме обеспечить трудно, поэтому стремятся уменьшить время пуска и останова машин, увеличить интенсивность подачи смазки в подшипник, усилить отвод тепла. [1]
Вплоть до наступления граничного режима смазки жидкостная пленка служит для разделения движущихся металлических поверхностей. Когда давление и температура повышаются и наступает режим граничного трения, смазочное масло уже не в состоянии разделять поверхности трения. В этом случае износ и высокий коэффициент трения можно снизить лишь при помощи тонкого слоя смазочного масла, который обладает меньшим сопротивлением сдвигу по сравнению с металлическими микроконтактами между вращающимися зубьями шестерен. Такие противосварочные пленки образуются в результате химического взаимодействия противозадирных присадок с поверхностью металла шестерен или с одним из компонентов редукторных масел. [2]
Смазочная способность при граничном режиме смазки не связана с вязкостью смазочного материала, а зависит от сложных физических и химических процессов, протекающих на поверхности раздела фаз твердое тело-смазочный материал. Она определяется образованием особого граничного слоя и воздействием активных компонентов смазки на поверхность металлов. При этом, с одной стороны, на металле возникае-i адсорбционный слой с его специфической структурой, а с другой, - имеет место адсорбционное пластифицирование поверхностного слоя металла. Этот эффект, открытый более 50 лет назад П. А. Ребиндером и получивший название эффекта iPe - биндера, вносит существенный вклад в смазочное действие. [3]
Смазочная способность при граничном режиме смазки не связана с вязкостью смазочного материала, а зависит от сложных физических и химических процессов, протекающих а поверхности раздела фаз твердое тело-смазочный материал. Она определяется образованием особого граничного слоя и воздействием активных компонентов смазки на поверхность металлов. При этом, с одной стороны, на металле возникает адсорбционный слой с его специфической структурой, а с другой, - имеет место адсорбционное пластифицирование поверхностного слоя металла. Этот эффект, открытый более 50 лет назад П. А. Ребиндером и получивший название эффекта iPe - биндера, вносит существенный вклад в смазочное действие. [4]
Многочисленные эксперименты показывают связь износостойкости при граничном режиме смазки с теплотой адсорбции и температурой. Увеличение теплоты адсорбции приводит к увеличению износостойкости поверхностных соединений. [5]
Если X 1, то имеет место наиболее тяжелый граничный режим смазки. [6]
Поверхностные физико-механические свойства имеют решающее значение при граничном режиме смазки. Они определяют так называемую смазочную способность масел, под которой мы понимаем способность тонких слоев жидкости оказывать высокое сопротивление нормальным нагрузкам и малое сопротивление тангенциальным силам. Выше, при рассмотрении специфических свойств приборных масел, отмечалось, что их смазочная способность должна быть возможно более высокой. [7]
В соответствии с механо-химической трактовкой трения, в граничном режиме смазки к числу допустимых видов изнашивания относятся нормальный механо-химический ( окислительный) износ, нормальный механо-химический износ химически модифицированных слоев металла, механо-химическая форма абразивного износа. [8]
В левой части диаграммы Герси - Штри-бека локализована зона реализации граничного режима смазки как наиболее жесткого. [9]
В последние годы количественные методы расчета трибологиче-ских параметров применительно к граничному режиму смазки развиваются с учетом энергетических особенностей процесса. Это делается с целью наиболее полного учета различных факторов, которые могут оказать влияние на этот процесс. При этом в соответствии с механо-химической гипотезой, развитой Б. И. Костецким [263], трение рассматривается как упруго-колебательный процесс генерации тепла и образования вторичных структур. [10]
Одним из наиболее важных эксплуатационных показателей три-босопряжений, работающих в граничном режиме смазки, является износ. В целом ряде случаев им лимитируются долговечность и надежиость работы машин и механизмов. [11]
Поскольку в большинстве Случаев зубчатые передачи работают безотказно на протяжении довольно продолжительного периода времени, можно исключить возможность как полностью жидкостного, так и граничного режима смазки для средних условий эксплуатации. Так, Крук 21 ], использовавший электрическое сопротивление для измерения толщины масляного слоя между металлическими дисками, делает вывод о том, что гидродинамические пленки толщиной 1 мк образуются после завершения приработки. [12]
С уменьшением толщины масляной пленки наступает момент, когда через пленку масла начнут проступать отдельные неровности, имеющиеся на поверхностях, приводящие к контакту трущихся поверхностей - Наступает граничный режим смазки. [13]
Случаи, рассмотренные выше, относятся к кинетическому трению смазочных масел без присадок. В условиях граничного режима смазки применение таких масел не дает должного эффекта; поэтому в данном случае необходимо использовать смазочные материалы, содержащие присадки. Раундз [48], использовавший нафтеновое масло в качестве базового компонента, установил, что при введении в масло различных присадок снижается кинетическое трение; при этом может повышаться или понижаться коэффициент статического трения. Жирные кислоты и родственные им соединения оказались наиболее эффективными из присадок, использованных автором для снижения статического трения. Хлор - и серосодержащие соединения наиболее эффективно снижают кинетическое трение при скоростях выше 0 5 м / сек. [14]
Свойство, обусловливающее разницу в трении, большую, чем разница, связанная с вязкостью масел, получило название маслянистости. Она играет основную роль в граничном режиме смазки. [15]