Cтраница 3
Упорядочение собранных данных осуществляется в процессе многочисленных операций, из которых многие являются стандартизированными. Так осуществляются прежде всего упорядочение и представление данных, полученных методом выборочного анкетирования. Упорядочение нескольких сотен ответов, полученных в результате анкетирования, выполняется следующим образом. Сперва составляют план, на основе которого осуществляется классификация ответов всех категорий. Затем кодируемые данные переводятся в цифровые символы, т.е. всякая категория ответов получает свой числовой знак, который можно использовать при расчетах. При сборе данных с помощью анкеты, содержащей закрытые вопросы, план кодирования составляется до проведения анкетирования, хотя это и не означает, что позже не могут быть внесены необходимые коррективы. Однако при использовании анкеты с открытыми вопросами план кодирования всегда составляется после завершения процедуры опроса. [31]
В КГУ на кафедре педагогики и психологии профессор В. И. Андреев разработал анкету из 64 вопросов для самооценки творческих способностей личности ученика ( студента) к одному из цикла учебных предметов ( например, естественно-математическому), с помощью которой изучаются наиболее сильные и слабые качества личности. Ясно, что эту анкету можно реализовать обычным групповым анкетированием, которое получило широкое распространение в педагогических исследованиях. Но этот метод имеет один существенный недостаток: обработка результатов анкетирования требует немалого времени и приводит к достаточно большому интервалу между процессом фиксирования и получением результатов, и выдачей некоторых рекомендаций. [32]
Такое программное обеспечение позволяет вводить ответы на вопросы анкеты непосредственно в миникомпыотер, а также проводить быстрые расчеты и осуществлять обратную связь с респондентами в виде рекомендаций. Такой подход дает возможность опрашиваемому решить вопрос самостоятельно о необходимости получения помощи от квалифицированного персонала с целью разъяснения результатов анкетирования и их последствий. Вместе с тем такой подход не ориентирует потребителя на последующие действия и не дает возможности создавать общие отчеты, за исключением тех случаев, когда компьютерные программы позволяют хранить такие данные в памяти или осуществлять их передачу в централизованный банк данных. [33]
Показатель профессиональной подготовки аспиранта оценивался на экспертной выборке наиболее значимых признаков анкеты ( частота ответов - не менее 1 5 %), определяющих будущий профессионализм аспиранта. Составлены выборочные таблицы абсолютного и относительного числа ответов по этим признакам для разных учебных подразделений университета. Аналогично определен 31 наиболее значимый признак анкеты, отражающий социальный статус аспиранта. Результаты оценки социально-профессионального статуса аспиранта, проведенные на основе сравнения результатов анкетирования различных учебных подразделений между собой, представлены в таблице. В качестве базы сравнения использованы максимальные значения, достигнутые по каждому отобранному признаку анкеты. Обобщенные показатели нормированы на базе сравнения - максимальное значение показателя на множестве сравниваемых значений различных учебных подразделений университета. Вся совокупность отобранных признаков анкеты делится на два класса, оказывающих положительное и отрицательное влияние. [34]
Итак, информация и услуги, которые способна предоставить традиционная библиотека сегодня, однозначно не достаточны для полноценного, дистанционного обучения. При этом резко выделяется интерес к сетевым и электронным форматам данных и услугам. Конечно, это не весь набор услуг ЭБ, а лишь сравнимые варианты с традиционными библиотечными стандартами обслуживания. Учитывая, что практически весь состав вузовской аудитории имеет навыки работы с компьютером, внедрение ЭБ позволит расширить образовательное пространство каждого отдельного пользователя. Таким образом, существуют все необходимые предпосылки создания модели вузовской ЭБ, и по результатам анкетирования предлагается следующая схема компонентов и служб в ее структуре. [35]