Рейтман - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Хорошо не просто там, где нас нет, а где нас никогда и не было! Законы Мерфи (еще...)

Рейтман

Cтраница 2


Аналогичный анализ содержится в работах Рейтмана и др. ( [142], [144], гл. Ньюэлла [114], где, несомненно, дана наиболее подробная и полная оценка ограничений существующих программ. Нейссер пишет о проблемах мотивации, а Ньюэлл о трудностях организации, но в большинстве случаев они говорят об одном и том же. Почему деятельность принимает ту или иную форму.  [16]

Большой интерес представляет приведенный в книге анализ соотношения метода исследования информационных процессов с проведенными до сих пор психологическими исследованиями. Подчеркивая большую ценность многих полученных психологами результатов для моделирования работы мозга, Рейтман в то же время показывает существенные различия обоих направлений исследований. В этой связи он подробно анализирует операциональный подход к исследованию психики.  [17]

Одной из наиболее трудных проблем, с которыми сталкиваются те, кто занимается эвристическим программированием, является выяснение содержания самого этого понятия. В ранних обсуждениях ( см., например, Ньюэлл, Шоу и Саймон [118]; Рейтман [140]) эвристические программы противопоставлялись алгоритмам и подчеркивался прикидочный, эмпирический характер правил, используемых в таких программах: считалось, что эвристическая программа использует для решения задач процессы, которые имеют шансы оказаться полезными, но отнюдь не гарантируют успеха.  [18]

Многие исследования по решению задач были сконцентрированы на задачах одновременно простых и хорошо определенных, сильно отличавшихся от тех неоднозначных задач, с которыми ежедневно встречаются и которые решают люди. Как отмечает Рейтман, компьютерное моделирование деятельности по решению задач ущербно как минимум в двух отношениях: тем, что большинство программ жестко последовательны, и тем, что доступ к информации в них совершенен. Способность отвлекаться, непоследовательную обработку и неважную память трудно внести в компьютер в виде программы, но заслуга Рейтмана хотя бы в том, что он определил те моменты, которые делают проблематичной разработку программ решения задач.  [19]

Предлагаемая в русском переводе книга Рейтмана безусловно представит большой интерес для широкого круга читателей - инженеров, психологов, физиологов, исследователей в области биологических и технических аспектов кибернетики, юристов, педагогов, экономистов. Моделирование творческих способностей мозга по мере своего развития быстро находит практическое применение в различных областях человеческой деятельности. Рейтмана может стать настольной книгой, оказывающей помощь при решении многих трудных проблем.  [20]

Ясно, что из-за специфических особенностей конструкции вычислительных машин с некоторыми моделями работать гораздо легче и дешевле, чем с другими. Не сразу ясно, однако, что выбор программы в качестве реализации теории фактически исключает любую частную теорию. Справедливость этой классической точки зрения в применении к тому, что выражено на языке вычислительной машины, должна быть подвергнута дальнейшему изучению. В защиту этой точки зрения можно привести тот довод, что Рейтман, Гроув и Шоуп [144], работавшие над психологическими проблемами, во многих отношениях подобными тем, которые интересовали Нейс-сера, запрограммировали модель человеческого мышления Аргус, воспроизводящую многие черты человеческих информационных процессов, на которые ссылается Нейссер. Система Аргус, основанная на хеббовской модели активной познавательной структуры, совершенно не является сосредоточенной. Она в гораздо меньшей степени управляет процессами запоминания и забывания и более склонна также к конфликтам и неожиданным находкам. Фактически предположение о том, что работа над задачей может и будет прерываться в результате появления интересных и неожиданных идей из смежных областей, заложено в саму программу. Аналогично этому Колби [25] и Лоэлин [96] описывают модели, в которых информационные процессы более тесно связаны с представлением о множественных мотивах человеческого поведения, а Рейтман [142] наметил схему, позволяющую включить системы, подобные Общему решателю задач, в единую систему понятий, согласующуюся в основном с современной теорией личности.  [21]

Автором была сделана весьма важная и удачная попытка перейти от простого изложения программ к созданию общей теории и анализу соотношений теории информационных процессов с психологией и физиологией. В книге содержится ряд новых идей и обобщений. Она занимает специфическое и важное место в ряду книг по эвристическому программированию и искусственному интеллекту, которые вышли в последнее время. Если в книге Вычислительные машины и мышление под редакцией Фейгенбаума и Фельдмана ( изд-во Мир, 1967) основное внимание уделялось разбору конкретных программ, то книга Рейтмана намечает уже важные пути для создания обшей для мозга и технических устройств теории информационных процессов или теории эвристического программирования.  [22]

Ясно, что из-за специфических особенностей конструкции вычислительных машин с некоторыми моделями работать гораздо легче и дешевле, чем с другими. Не сразу ясно, однако, что выбор программы в качестве реализации теории фактически исключает любую частную теорию. Справедливость этой классической точки зрения в применении к тому, что выражено на языке вычислительной машины, должна быть подвергнута дальнейшему изучению. В защиту этой точки зрения можно привести тот довод, что Рейтман, Гроув и Шоуп [144], работавшие над психологическими проблемами, во многих отношениях подобными тем, которые интересовали Нейс-сера, запрограммировали модель человеческого мышления Аргус, воспроизводящую многие черты человеческих информационных процессов, на которые ссылается Нейссер. Система Аргус, основанная на хеббовской модели активной познавательной структуры, совершенно не является сосредоточенной. Она в гораздо меньшей степени управляет процессами запоминания и забывания и более склонна также к конфликтам и неожиданным находкам. Фактически предположение о том, что работа над задачей может и будет прерываться в результате появления интересных и неожиданных идей из смежных областей, заложено в саму программу. Аналогично этому Колби [25] и Лоэлин [96] описывают модели, в которых информационные процессы более тесно связаны с представлением о множественных мотивах человеческого поведения, а Рейтман [142] наметил схему, позволяющую включить системы, подобные Общему решателю задач, в единую систему понятий, согласующуюся в основном с современной теорией личности.  [23]



Страницы:      1    2