Cтраница 2
Постепенно исследования религиозности приобретают больший размах и начинают проводиться довольно систематически, ширится их география; объектами специального изучения становятся отдельные группы населения - рабочие, сельские жители, интеллигенция, молодежь; последователи православия, ислама, протестантизма. В это время уже нередко осуществляются повторные исследования на одних и тех же объектах с определенным временным интервалом, большинство из них - по репрезентативной выборке. Широко используются математические методы обработки данных. [16]
По уровню религиозности она превосходит людей среднего возраста и приближается вплотную к старшей возрастной группе. Отмечается рост доли тех, чья религиозность не вписывается в рамки какого-либо из традиционных вероисповеданий, носит достаточно аморфный характер. Ее носителями, преимущественно, являются представители гуманитарной и технической интеллигенции, студенческой молодежи. [17]
При рассмотрении религиозности париев, которая, как отмечалось, ориентирована на эсхатологизм и потусторонний мир, Вебер отмечает, что эта направленность не исключает интеллектуализма. [18]
Общим свойством религиозности современной молодежи является ее пассивный, нецерковный характер. Так, посе - - щают церковь ( с различной частотой в течение года, но в основном 1 - 2 раза в год по праздникам) 45 % 17 - и 24-летних и 47 % - 31-летних. Такое эпизодическое, от случая к случаю, посещение церкви, требующей от своих прихожан дисциплины, постоянного участия в богослужениях, говорит о том, что религиозность большин-ства молодежи носит формальный, номинальный характер, а отчасти, возможно, представляет собой более личный, внутренний тип, а не традиционно православный - церковно-общинный и обрядовый. [19]
Исследования фиксируют повышенную религиозность молодежи ( до 20 лет) - она превосходит соответствующие показатели средней возрастной группы и вплотную приближается к показателям старшей. Вместе с тем при высоких самооценках религиозности фиксируются не соответствующие им характеристики религиозного сознания и поведения. [20]
Различие между религиозностью иудеев и религиозностью индийской касты проистекает из характера надежды на спасение. Индиец ждет от выполнения им религиозных предписаний улучшения своих шансов в процессе перерождения, т.е. перехода его души после переселения в более высокую касту. Иудей же надеется на то, что его потомки войдут в царство мессии, в результате чего все его сообщество перестанет быть народом-парнем и займет господствующее положение в мире. Ибо своим обещанием, что все народы земли будут занимать у иудеев, а они ни у кого, Яхве имел в виду, конечно, не мелкого ростовщика из гетто, но типичных для античности могущественных горожан, должниками которых являются жители подчиненных им деревень и селений. Однако в отличие от индийца, для которого деление общества на касты и место его касты остаются навек неизменными и который стремится улучшить будущую судьбу своей души именно внутри этого деления на ранги, иудей ждет личного спасения от полного крушения существующего порядка и преобразования его на благо своего народа. Ведь народ его призван и избран богом не для существования в качестве пария, а для завоевания могущества и престижа. [21]
Что касается характера религиозности, то на первый план выходит качественная характеристика явления: в нем интегрируется информация о качестве религиозности, добавляются такие характеристики, как конфессиональная определенность, особенности, наложенные своеобразием исторического периода, национальной спецификой, социальным контекстом. [22]
Говоря о качестве религиозности, отметим, во-первых, что под воздействием изменившейся ситуации появляется категория примкнувших, зачисливших себя в религию под влиянием общественной моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято. [23]
Во-вторых, качество религиозности проявляется в таком специфическом явлении, когда религия понимается не столько в религиозном смысле, сколько в социально-утилитарном, как средство поддержания культуры и морали. [24]
При анализе характера религиозности обращается внимание на принадлежность людей к разным конфессиям, которые в России представлены помимо православия исламом, католицизмом, протестантизмом, иудаизмом. Существует значительное число и различных религиозных течений. Образовавшийся после социалистической идеологии вакуум заполняется не только ценностями развитых цивилизованных религий, но и различными мистическими и оккультными представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми миссионерскими учениями. [25]
По мере утраты религиозности люди стремятся сполна насладиться своей земной жизнью. [26]
По мере утраты религиозности люди стремятся сполна насладиться земной жизнью. В то же время каждая новая тенденция порождает противоположное движение, что выражается во всемирном росте религиозного фундаментализма. [27]
По мере утраты религиозности люди стремятся сполна насладиться своей земной жизнью. [28]
Именно низкий уровень религиозности в России первого десятилетия XX века СН. Булгаков считает причиной трудностей в ее хозяйственном развитии. [29]
По мере утраты религиозности люди стремятся сполна насладиться своей земной жизнью. [30]