Релятивизация - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Первым здоровается тот, у кого слабее нервы. Законы Мерфи (еще...)

Релятивизация

Cтраница 3


Мы видим, что в этом примере нужно различать два разных понятия: ( абсолютную) мощность множеств A, Be / и мощность множеств А, В / в модели R. Подобная же релятивизация необходима и для других теоретико-множественных понятий.  [31]

Переходя затем к лабораторной системе отсчета, мы задаем скорости движения этих элементарных образований и применяем преобразования координат. Тем самым релятивизация теории достигается практически более легким путем. Затем проводится вторая стадия усреднения, о которой мы фактически уже говорили.  [32]

Что касается социологии морали, то Питирим Сорокин зафиксировал усиление антиномичности моральных ориентации и ценностей в условиях острого социального кризиса, суть которого в том, что, с одной стороны, усиливается позиция циников, эгоистов, основным моральным правилом которых является вседозволенность, с другой - происходит процесс объединения усилий альтруистов. Если первые стремятся к релятивизации этических ценностей, выветриванию их из общественного сознания, то вторые - к повышению статуса моральных императивов, создавая при этом новые этические системы ценностей. Эти две модели морального поведения в условиях нестабильного общества расщепляются, активно противопоставляются и становятся массовыми.  [33]

Я хотел бы еще раз указать, в чем заключается основное значение теории относительности для физики. Существенную роль играет не только релятивизация понятий, которые мы считали абсолютными.  [34]

Эти законы сохранения импульса и массы по своей форме, очевидно, много проще уравнений Ньютона, и поэтому их, по-видимому, гораздо легче обобщить. Выполнив такое обобщение, мы обратимся к релятивизации самих законов Ньютона ( в гл.  [35]

По Зиммелю, процесс роста культуры - не процесс ее развития, а процесс релятивизации культурных ценностей, то есть раз нет формы, адекватной жизни, то и не может быть критерия развития культуры.  [36]

Поэтому современное общество и современная общественная мысль с большой осторожностью относится ко всякого рода декларациям по поводу абсолютных ценностей. Один из наиболее фундаментальных процессов, совершающихся в культуре современных обществ, - процесс релятивизации ценностных представлений, стремление ограничить их действие и смысл сиюминутными ситуациями, что приводит подчас к низведению ценностей к интересам и потребностям материального или физиологического порядка.  [37]

С недавних пор, и опять-таки, главным образом, на Западе, начала ставиться под сомнение символическая структура исторической и раннесовременной религий, особенно космологический дуализм, лежащий в основе каждой из них. Форма религии в постдуалистическом мире не совсем ясна, но такая религия должна принимать во внимание громадный рост человеческого знания, ведущий к релятивизации места человека в природе и вселенной вследствие развития естественной науки и к релятивизации человека в культурном мире вследствие расширения познаний об истории и других культурах. Человек не утратил своей склонности задумываться над проблемами, и неустранимые проблемы смысла по-прежнему встают перед ним. Процесс секуляризации влечет за собой не ликвидацию самой религии, а изменение ее структуры и роли. Но мы только начинаем приходить к пониманию этого.  [38]

С недавних пор, и опять-таки, главным образом, на Западе, начала ставиться под сомнение символическая структура исторической и раннесовременной религий, особенно космологический дуализм, лежащий в основе каждой из них. Форма религии в постдуалистическом мире не совсем ясна, но такая религия должна принимать во внимание громадный рост человеческого знания, ведущий к релятивизации места человека в природе и вселенной вследствие развития естественной науки и к релятивизации человека в культурном мире вследствие расширения познаний об истории и других культурах. Человек не утратил своей склонности задумываться над проблемами, и неустранимые проблемы смысла по-прежнему встают перед ним. Процесс секуляризации влечет за собой не ликвидацию самой религии, а изменение ее структуры и роли. Но мы только начинаем приходить к пониманию этого.  [39]

Ведь оба эти учения отвергают социальный мир, рассматривая его в конечном счете как абсолютную бессмыслицу или считая во всяком случае, что помыслы Божий, устремленные к миру, совершенно непостижимы. Рационализм религиозного органического учения об обществе не может примириться с этой мыслью и пытается в свою очередь обнаружить в мире при всей его греховности следы божественного предначертания к спасению, следовательно, воспринять его как хотя бы относительно рациональный космос. Именно эта релятивизация, однако, является для виртуозной религиозности с ее абсолютным обладанием харизмой греховной и отдаляющей от спасения.  [40]

Переплетение интересов религиозных организаций с интересами и борьбой сил, неизбежное заключение компромиссов при самом остром противостоянии миру, использование религиозных организаций для политического умиротворения масс и особенно потребность власти в ее легитимации религией - все это обусловило то различное отношение религий к политической жизни, которое мы обнаруживаем в истории. Самым значительным в практическом отношении типом такой релятивизации была органическая социальная этика, распространенная в различных формах, чьи концепции профессионального призвания представляли принципиально наиболее существенную противоположность идее профессионального призвания, присущего мирской аскезе.  [41]

На первоначальной стадии науки руководящим началом для формирования понятия времени было, естественно, непосредственное наблюдение или восприятие течения времени; а прямое соответствие между ощущением течения времени и содержанием опыта, естественно, приводило к такому взгляду, что повсюду во Вселенной имеется одно и то же время. Он показал, что одновременность событий в различных местах пространства можно установить только на основе учета скоростей используемых при этом сигналов, а это, будучи связано с отрицательным результатом эксперимента по обнаружению движения эфира, привело его к новому определению понятия одновременности, которое означает релятивизацию понятия времени. Два события в разных местах пространства не являются сами по себе одновременными событиями: они могут быть одновременными для одного наблюдателя и не являются таковыми для другого, который находится в относительном движении к первому наблюдателю.  [42]

Релятивизация понятий длины и периода времени кажется многим очень трудной, но, вероятно, лишь ввиду своей внешней странности. Релятивизация понятий выше и ниже, которую повлекло за собой открытие сферической формы земной поверхности, вероятно, принесла людям того времени не меньше затруднений. Аналогично и эйнштейновская релятивизация времени кажется несовместной с тем опытом, который имеет индивидуум относительно времени. В самом деле, ощущение сейчас беспредельно охватывает весь мир, связывая все сущее с человеческим я. Тот факт, что моменты, которые одно я воспринимает как одновременные, другое я называет следующими друг за другом, невозможно в действительности сопоставить с реальным ощущением времени.  [43]

Один из наиболее простых и распространенных способов учета реактивной ошибки химического анализа состоит в параллельном определении искомого компонента в анализируемой и холостой пробах. Холостая проба должна содержать все компоненты, за исключением определяемого, и пройти через все этапы анализа, предшествующие конечному определению, в условиях, аналогичных с определяемой пробой. Вычитание результата анализа холостой пробы из результатов анализа образца позволяет исключить реактивную ошибку. Этот прием есть не что иное, как релятивизация реактивной ошибки.  [44]

Один из наиболее простых и распространенных способов учета реактивной ошибки химического анализа состоит в параллельном определении искомого, компонента в анализируемой и холостой пробах. Холостая проба должна содержать все компоненты, за исключением определяемого, и пройти через все этапы анализа, предшествующие конечному определению, в условиях, аналогичных с определяемой пробой. Вычитание результата анализа холостой пробы из результатов анализа образца позволяет исключить реактивную ошибку. Этот прием есть не что иное, как релятивизация реактивной ошибки.  [45]



Страницы:      1    2    3    4