Римская республика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Почему-то в каждой несчастной семье один всегда извращенец, а другой - дура. Законы Мерфи (еще...)

Римская республика

Cтраница 3


Гарибальди республиканские части нанесли жестокое поражение ударной силе интервентов - армии Удино. Население Рима, стойко переносившее все тяготы и лишения, оказывало интервентам мужественное сопротивление. Тем не менее Римская республика пала под ударами превосходящих сил противника, ослабленная натиском многочисленных врагов.  [31]

Денежный процент тоже соответственно этому высок. В Бенгалии деньги часто ссужаются фермерам по сорок, пятьдесят и шестьдесят процентов, и ожидаемый урожай закладывается в обеспечение уплаты. Подобно тому как прибыль, могущая оплачивать такой высокий процент, должна поглотить почти всю ренту землевладельца, так и столь чрезмерное ростовщичество должно, в свою очередь, поглотить большую часть этой прибыли. Перед падением Римской республики подобное ростовщичество, по-видимому, было обычно в провинциях при разорительном управлении их проконсулов.  [32]

Энгельсу в Капзерслаутерн: Я встречаюсь со всей революционной партией... Президент Луп Бонапарт возобновил военные действия против Римской республики, цинично нарушив конституцию, гласившую, что Французская республика никогда не посягнет на свободу другой страны.  [33]

Энгельсу в Кайзерслаутерн: Я встречаюсь со всей революционной партией... Президент Луи Бонапарт возобновил военные действия против Римской республики, цинично нарушив конституцию, гласившую, что Французская республика никогда не посягнет на свободу другой страны.  [34]

Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. И как раз тогда, когда люди как будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто еще небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освященном древностью наряде, на этом заимствованном языке разыграть новую сцену всемирной истории. Так, Лютер переодевался апостолом Павлом, революция 1789 - 1814 гг. драпировалась поочередно то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи, а революция 1848 г. не нашла ничего лучшего, как пародировать то 1789 год, то революционные традиции 1793 - 1795 годов.  [35]

Прежде всего удивительно, что находится еще человек, который может предположить, что эти ходячие фразы о средних веках и античном мире остались хоть кому-нибудь неизвестными. Ясно, во всяком случае, что средние века не могли жить католицизмом, а античный мир - политикой. Наоборот, тот способ, каким в эти эпохи добывались средства к жизни, объясняет, почему в одном случае главную роль играла политика, в другом - католицизм. Кроме того, не надо обладать особенно глубокими познаниями, например, по истории Римской республики, чтобы знать, что секрет ее истории заключается в истории земельной собственности.  [36]

В результате народного восстания 16 ноября 1848 г. в Риме было введено всеобщее избирательное право. Избранное на его основе законодательное собрание 9 февраля 1849 г. провозгласило создание Римской республики и ликвидацию светской власти папы. В апреле 1849 г. по решению президента Луи Бонапарта и французского правительства в Италию был направлен экспедиционный корпус под командованием генерала Удино с целью интервенции против Римской республики и реставрации светской власти папы. Главный удар интервентам был нанесен добровольческим легионом Гарибальди. Однако, нарушив сроки подписанного французами перемирия, Удино 3 июня начал новое наступление на Римскую республику, только что завершившую военную кампанию на юге против неаполитанских войск и вынужденную отражать натиск австрийцев с севера. После месяца героической обороны Рим, неоднократно подвергавшийся бомбардировке, был захвачен интервентами и Римская республика перестала существовать.  [37]

Проявленные буржуазными демократами слабость, нерешительность, нежелание апеллировать к массам предопределил также неуспех движения за Всеитальянское Учредительное собрание, являвшееся формой борьбы за политическое объединение Италии, к которому буржуазные демократы искренне стремились. В феврале 1849 г. переговоры о Всеитальянском Учредительном собрании между официальными представителями Тосканы, Рима и Сардинского королевства зашли в ту -, пик. Напуганные ростом демократического республиканского движения в Центральной Италии; либерально-монархические силы воспротивились союзу с Римом и Флоренцией. Демократическое течение оказалось в Пьемонте недостаточно сильным, чтобы стать во главе движения. Даже слияние Римской республики с Тосканой было сорвано.  [38]

В результате народного восстания 16 ноября 1848 г. в Риме было введено всеобщее избирательное право. Избранное на его основе законодательное собрание 9 февраля 1849 г. провозгласило создание Римской республики и ликвидацию светской власти папы. В апреле 1849 г. по решению президента Луи Бонапарта и французского правительства в Италию был направлен экспедиционный корпус под командованием генерала Удино с целью интервенции против Римской республики и реставрации светской власти папы. Главный удар интервентам был нанесен добровольческим легионом Гарибальди. Однако, нарушив сроки подписанного французами перемирия, Удино 3 июня начал новое наступление на Римскую республику, только что завершившую военную кампанию на юге против неаполитанских войск и вынужденную отражать натиск австрийцев с севера. После месяца героической обороны Рим, неоднократно подвергавшийся бомбардировке, был захвачен интервентами и Римская республика перестала существовать.  [39]

На всем Востоке, где земельным собственником является община или государство, в языке отсутствует даже самое слово помещик, - о чем г-н Дюринг может справиться у английских юристов, которые в Индии так же тщетно бились над вопросом: Кто здесь земельный собственник. Генрих LXXII Рейс-Грейц - Шлейц-Лобенштейн - Эберсвальде 122 над вопросом: Кто здесь ночной сторож. Греция уже в героический период вступает в историю расчлененной на сословия, что, в свою очередь, было только очевидным результатом более или менее длительной, неизвестной нам предыстории. Но и тут земля обрабатывалась преимущественно самостоятельными крестьянами; более крупные поместья знати и родовых вождей составляли исключение и к тому же скоро исчезли. В Италии земля была освоена для земледелия преимущественно крестьянами; когда в последние времена Римской республики крупные комплексы имений - латифундии - вытеснили мелких крестьян и заменили их рабами, то они заменили одновременно земледелие скотоводством и, как это знал уже Плиний, привели Италию к гибели ( Latifundia Italian. В средние века во всей Европе преобладает ( особенно при распашке пустошей) крестьянское земледелие, причем для рассматриваемого сейчас вопроса безразлично, приходилось ли этим крестьянам платить оброк - и какой именно - тому или иному феодалу.  [40]

Из трех более или менее определенных форм, в которых, таким образом, выступает американское рабочее движение, первое, то есть движение в Нью-Йорке, возглавляемое Генри Джорджем, имеет в настоящее время преимущественно местное значение. Нью-Йорк - несомненно самый значительный город Штатов; но Нью-Йорк - не Париж, и Соединенные Штаты - не Франция. И программа Генри Джорджа в ее теперешнем виде представляется мне слишком ограниченной, чтобы служить основой для какого-либо движения, выходящего за местные рамки, или хотя бы для кратковременной фазы общего движения. В азиатской и классической древности преобладающей формой классового угнетения было рабство, то есть не столько экспроприация земли у масс, сколько присвоение их личности. Когда во время упадка Римской республики у свободных италийских крестьян были экспроприированы их наделы, они образовали класс белых бедняков, подобный тому, какой был в южных рабовладельческих штатах до 1861 года; так, при наличии рабов и белых бедняков - двух классов, одинаково неспособных освободить себя - произошел распад древнего мира.  [41]

Чистым продуктом свободного творчества и воображения г-на Дюринга является его утверждение, будто для ведения хозяйства на больших земельных пространствах требовались номещики и порабощенные люди. На всем Востоке, где земельным собственником является община или государство, в языке отсутствует даже самое слово помещик, - о чем г-н Дюринг может справиться у английских юристов, которые в Индии так же тщетно бились над вопросом: Кто здесь земельный собственник. Генрих LXXII Рейс-Грейц - Шлейц-Лобенштейн - Эберс - вальде115 над вопросом: Кто здесь ночной сторож. Греция уже в героический период вступает в историю расчлененной на сословия, что, в свою очередь, было только очевидным результатом более или менее длительной, неизвестной нам предыстории. Но и тут земля обрабатывалась преимущественно самостоятельными крестьянами; более крупные поместья знати и родовых вождей составляли исключение и к тому же скоро исчезли. В Италии земля была освоена для земледелия преимущественно крестьянами; когда в последние времена Римской республики крупные комплексы имений - латифундии - вытеснили мелких крестьян и заменили их рабами, то они заменили одновременно земледелие скотоводством и, как это знал уже Плиний, привели Италию к гибели ( Latifundia Italiam perdidere) Иб. В средние века во всей Европе преобладает ( особенно при распашке пустошей) крестьянское земледелие, причем для рассматриваемого сейчас вопроса безразлично, приходилось ли этим крестьянам платить оброк - и какой именно - тому или иному феодалу.  [42]

При рассмотрении этих всемирно-исторических заклинаний мертвых тотчас же бросается в глаза резкое различие между ними. Камилль Демулен, Дантон, Робеспьер, Сен-Жюст, Наполеон, как герои, так и партии и народные массы старой французской революции осуществляли в римском костюме и с римскими фразами на устах задачу своего времени - освобождение от оков и установление современного буржуазного общества. Другой создал внутри Франции условия, при которых только и стало возможным развитие свободной конкуренции, эксплуатация парцеллированной земельной собственности, применение освобожденных от оков промышленных производительных сил нации, а за пределами Франции он всюду разрушал феодальные формы в той мере, в какой это было необходимо, чтобы создать для буржуазного общества во Франции соответственное, отвечающее потребностям времени окружение на европейском континенте. Но как только новая общественная формация сложилась, исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина - все эти Бруты, Гракхи, Публиколы, трибуны, сенаторы и сам Цезарь. Трезво-практическое буржуазное общество нашло себе истинных истолкователей и глашатаев в Сэях, Кузенах, Руайе-Колларах, Бенжаменах Констанах и Гизо; его настоящие полководцы сидели за конторскими столами, его политическим главой был жирноголовый Людовик XVIII. Однако как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов. В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии.  [43]

В лице государства перед нами выступает первая идеологическая сила над человеком. Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более явно он осуществляет господство этого класса. Борьба угнетенного класса против господствующего неизбежно становится политической борьбой, борьбой прежде всего против политического господства этого класса. Сознание связи этой политической борьбы с ее экономической основой ослабевает, а иногда и теряется совсем. Если же оно не совсем исчезает у самих участников борьбы, то почти всегда отсутствует у историков. Из древних историков, которые описывали борьбу, происходившую в недрах Римской республики, только Аппиан говорит нам ясно и отчетливо, из-за чего она в конечном счете велась: из-за земельной собственности.  [44]

В таком случае он становится на опасный путь. Но если такой исполин мысли, как Аристотель, ошибался в своей оценке рабского труда, то почему мы должны ожидать правильной оценки наемного труда от такого экономиста-карлика как Бастиа. По мнению газеты, мой взгляд, что определенный способ производства и соответствующие ему производственные отношения, одним словом - экономическая структура общества составляет реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще [ см. Сочинения К. Прежде всего удивительно, что находится еще человек, который может предположить, что эти ходячие фразы о средних веках и античном мире остались хоть кому-нибудь неизвестными. Ясно, во всяком случае, что средние века не могли жить католицизмом, а античный мир - политикой. Наоборот, тот способ, каким в эти эпохи добывались средства к жизни, объясняет, почему в одном случае главную роль играла политика, в другом - католицизм. Кроме того, не надо обладать особенно глубокими познаниями, например, по истории Римской республики, чтобы знать, что секрет ее истории заключается в истории земельной собственности.  [45]



Страницы:      1    2    3    4