Cтраница 4
Статус участков недр федерального значения в соответствии с законодательством о недрах получают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, которые в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивают основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств РФ по международным договорам. Статус объектов федерального значения они получают на основании совместных решений федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и органов государственной власти субъектов РФ. [46]
Определенные изменения в характере правового регулирования отношений недропользования произошли в связи с принятием в 1975 г. Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о недрах [20], когда была предпринята попытка ввести законодательные элементы в организационно-правовой механизм освоения ресурсов недр. [47]
Статус объектов федерального значения могут получить на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России, обеспечивает основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств по международным договорам РФ. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. [48]
Деятельность этих предприятий оказывает следующие основные виды экологического воздействия: 1) газо-аэрозольное и пылевое воздействие; 2) гидродинамическое и гидрохимическое воздействие; 3) механическое воздействие; 4) химическое воздействие; 5) шумовое и сейсмическое воздействие; 6) тепловое воздействие; 7) отчуждение и изъятие земель; 8) изъятие ресурсов недр; 9) нарушение природного ландшафта; 10) техногенные землетрясения в результате промышленных взрывов при добыче руд. [49]
Определение природы общественных отношений, возникающих в процессе недропользования, позволяет в развернутом виде сформулировать предмет горного права следующим образом: отношения между федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами ( физическими лицами) по поводу владения, пользования и распоряжения недрами, а также по поводу государственного управления ресурсами недр, направленного на комплексное эффективное использование полезных свойств недр, добычу содержащихся в них полезных ископаемых или использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. [50]
В основе системы лежит принцип лицензирования пользования недрами. Недра и ресурсы недр являются государственной собственностью. Государство предоставляет недра в пользование на взаимосогласованных условиях и следит за выполнением недропользователем установленных требований. Вместе с тем в процессе перестройки хозяйственных отношений в недропользовании в начале 90 - х годов с ликвидацией системы Министерства нефтедобывающей промышленности с входящими в него нефтедобывающими объединениями государственный централизованный контроль за разработкой месторождений был временно утрачен. [51]