Cтраница 2
Учитывая, что государственные информационные центры являются, как правило, монополистами информации, необходимо определить сферы, где государственные информационные ресурсы предоставляются бесплатно, а платное обслуживание должно производиться по утвержденным тарифам. [16]
Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. [17]
Государство имеет право выкупа находящейся в частной собственности документированной информации в случае отнесения ее к государственной тайне. Собственники как негосударственных, так и государственных информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. [18]
Важная роль в регулировании сбора, накопления, распространения и доступа к экологической информации принадлежит Федеральному закону Об информации, информатизации и защите информации. Он касается формирования и распространения определенной категории информации - государственных информационных ресурсов. В ст. 10 Закон устанавливает принцип, согласно которому государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации ограниченного доступа. [19]
Рассматриваемый Федеральный закон содержит требования относительно обязательного предоставления информации отдельными субъектами. Обязанность предоставления органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов, документированной информации возлагается законом на граждан, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения. При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. [20]
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей ( потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Собственники или владельцы информационных ресурсов определяют порядок получения, пользователями ( потребителями) информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур: Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно. Информационные услуги, предоставляемые пользователям из государственных информационных ресурсов, могут оказываться как бесплатно, так и - за плату. Соответствующий перечень услуг устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из соответствующего бюджета. Например, в соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 14251, к информационным услугам в данной области относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической и режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации. Бесплатно указанная информация общего назначения предоставляется только органам государственной власти и органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям информация в данной сфере предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электронной и почтовой связи. [21]
Важная роль в регулировании сбора, накопления, распространения и доступа к экологической информации принадлежит Федеральному закону Об информации, информатизации и защите информации. Он касается формирования и распространения определенной категории информации - государственных информационных ресурсов. В ст. 10 Закон устанавливает принцип, согласно которому государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации ограниченного доступа. [22]
Правомочие по изменению окружающей среды представляет возможность совершать действия, способствующие созданию благоприятной среды обитания. Так, наниматель или собственник жилого помещения может заключить договор на производство текущего ремонта в занимаемом помещении с целью сделать более комфортным и здоровым место своего проживания. Известны технические методы влияния на погоду ( климат): применение авиации, стрельба из специальных пушек и др. Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом, относятся к категории открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов. Гражданин имеет право запросить соответствующую информацию, не обосновывая необходимость ее получения. [23]