Cтраница 1
Условные рефлексы являются преимущественно функцией коры большого мозга. Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Они входят в состав сформированного в процессе филогенеза и наследственно передающегося фонда рефлекторных реакций. [1]
Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени какого-либо изменения окружающей среды ( или внутреннего состояния организма), воспринятого корой полушарий большого мозга, с осуществлением того или иного безусловного рефлекса. Такой раздражитель, вызывающий образование условного рефлекса, называют условным раздражителем, или условным сигналом, в отличие от безусловного раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. [2]
Условный рефлекс может образоваться и при сочетании условного сигнала с прямым электрическим или химическим раздражением коры полушарий большого мозга или подкорковых ядер. Многократное, в течение 8 - 17 дней, впрыскивание морфина в одинаковых условиях и в одно и то же время вызывает образование условного рефлекса ( появление слюноотделения, рвоты, шаткой походки, изменение дыхания) при действии одной обстановки опыта, при подготовке к впрыскиванию или при введении под кожу изотонического раствора хлорида натрия. [3]
Условные рефлексы, образованные путем сочетания условного сигнала с безусловным раздражителем, получили название условных рефлексов первого порядка. Те условные рефлексы, которые образованы на основе сочетания внешнего агента с условным сигналом, вызывающим выработанный ранее прочный постоянный условный рефлекс первого порядка, называются условными рефлексами второго порядка. [4]
Условные рефлексы имеют очень большое приспособительное значение. Они обеспечивают создающееся в процессе жизненного опыта приспособление организма к внешней среде и необходимы для более совершенной ориентировки его в изменчивых условиях существования. В результате образования условных рефлексов организм реагирует не только непосредственно на безусловные раздражители, но и на возможность их действия на него; реакции появляются еще за некоторое время до безусловного раздражителя. Этим самым организм оказывается заранее подготовленным к тем действиям, которые ему предстоит осуществить в данной ситуации. [5]
Условный рефлекс, открытый И. П. Павловым, в его классической форме, как правило, относится к стандартным условиям эксперимента. При этом животное обычно фиксировано в станке, эксперимент стандартно планируется и осуществляется самим экспериментатором, который определяет все его этапы и принимает необходимые решения. [6]
Условные рефлексы на ЭМП по прочности значительно уступали световым и звуковым условным рефлексам. Возможно, что естественные ЭМП являются теми сигналами, которые определяют многие ритмические процессы организма. [7]
Условные рефлексы вырабатываются путем приспособления к изменяющимся условиям внешней среды на основе образования временных связей в коре головного мозга. [8]
Условные рефлексы имеют теснейшую связь с безусловными рефлексами. Каждый условный рефлекс подготавливается соответствующим постоянным рефлексом. Он возникает и развивается на его основе. Это важнейшее положение рефлексологии имеет весьма большое значение для учебного процесса. Связь рефлексов подтверждает педагогическую истину, что все новое, приобретаемое в процессе обучения, требует непременной опоры на известное, привычное, на базис знания. Все прошлое, познанное человеком, оставляет в сознании структурные следы, которые могут быть отдалены от новых актов познания большими промежутками времени, и тем не менее они входят с ними в связи, устанавливают отношения. Рефлексы, их связи и следствия лежат в основе такого замечательного свойства мышления, каким является память. [9]
Условные рефлексы вырабатываются путем приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, на основе образования временных связей в коре головного мозга. [10]
Условные рефлексы имеют теснейшую связь с безусловными рефлексами. Каждый условный рефлекс подготавливается соответствующим постоянным рефлексом, он возникает и развивается на его основе. Это важнейшее положение рефлексологии имеет весьма большое значение для учебного процесса. Связь рефлексов подтвер-ждает педагогическую истину, что все новое, приобретаемое в процессе обучения, требует непременной опоры на известное, привычное, базис знания. Все прошлое, познанное человеком, оставляет в сознании структурные следы, которые могут быть отдалены от новых, настоящих актов познания большими промежутками времени, тем не менее они входят с ними в связи, устанавливают отношения. Рефлексы, их связи и следствия лежат в основе такого замечательного свойства мышления, каким является память. [11]
Иллюстрация принципа ведущего уровня ( приоритетные связи основных психических функций и уровней а деятельности. [12] |
Условный рефлекс по И. П. Павлову, основывается на предсказании, поскольку условная реакция имеет предупредительный характер. [13]
Условные рефлексы - индивидуально приобретенные в процессе жизнедеятельности реакции, содействующие и обеспечивающие приспособление организма к изменяющимся условиям среды обитания. Условные рефлексы носят временный характер, могут исчезать при неподкреплении и снова появляться в ответ на новые раздражители. [14]
Условные рефлексы непостоянны, вырабатываются на базе безусловных и формируются на основе приобретенного опыта, при длительном воздействии раздражителя. [15]