Cтраница 2
Третье направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. [16]
КАРАМЗИН, Николай Михайлович ( 1766 - 1826), рус. Основоположник сентиментализма в рус. [17]
Пожалуй, именно в период господства сентиментализма слово в России становится делом, поскольку это течение сделало литературу делом частным, по сути, оппозиционным существующей идеологии. Сам же сентиментализм, призывавший жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, безусловно пробудил интерес к личности, к частной жизни человека, но оказался достаточно жесткой и закрытой системой. Действительно, героя сентиментального произведения вряд ли можно назвать живым человеком в полном смысле этого слова. Искусственное разделение сердца и разума, чувства и мысли явно мешают этому. [18]
Почти до конца столетия в российской культуре царит классицизм - культ Разума, подчинения человека обществу и государству ради построения идеальной, справедливой системы общежития. В конце XVIII столетия он не выдерживает натиска сентиментализма, культ Разума сменяется культом Чувства. [19]
Исторический жанр более чем какой-либо другой демонстрирует развитие принципов классицизма. В этом искусстве много живописности и динамики, унаследованных от уходящего барокко; одухотворенности, привнесенной сентиментализмом и еще ранее рокай-лем; на него в нач. [20]
Пожалуй, именно в период господства сентиментализма слово в России становится делом, поскольку это течение сделало литературу делом частным, по сути, оппозиционным существующей идеологии. Сам же сентиментализм, призывавший жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, безусловно пробудил интерес к личности, к частной жизни человека, но оказался достаточно жесткой и закрытой системой. Действительно, героя сентиментального произведения вряд ли можно назвать живым человеком в полном смысле этого слова. Искусственное разделение сердца и разума, чувства и мысли явно мешают этому. [21]
Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни ( лит. Сентиментальное отношение к окружающему ( книжн. Его речи проникнуты сентиментализмом. [22]
По точному замечанию О. Г. Чайковской: Он успел профессионально высказаться в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи. Искусствоведы, говоря о русском портрете выстраивают цепочку: барокко, рокайль, классицизм, сентиментализм - но искусство никак не желает укладываться в жесткие рамки терминологических схем. Интереснее, пожалуй другое - что отличает русских живописцев от европейских. Последние, имея богатые традиции, гораздо виртуознее; русские же, особенно в аллегориях, выглядят неумело и грубовато. Зато европейцы лишь прославляют героев своих картин, русские же пытаются выразить с их помощью целые исторические пласты, сложные нравоучения, дать этические оценки людям и времени. [23]
Данное письмо было написано В. И. Лениным в ответ на полученные от индийского прогрессивного политического деятеля Бхупендранат Датта тезисы, касающиеся национально-освободительного движения в Индии. Позднее Бхупендранат Датта нисал, что письмо Ленина явилось откровением для автора. Национал-революционеру никогда не приходило в голову, что крестьянское движение имеет значение для движения за национальную свободу. В основе национализма лежит сентиментализм. Средняя буржуазия считает себя представителем нации и с этой точки зрения рассматривает всякое движение. Поэтому указание Ленина по обсуждать вопрос об общественных классах, а проявить интерес к крестьянскому движению заставило писателя задуматься. [24]
Николая I ранее нередко изображали как некую самодовольную посредственность с кругозором ротного командира. В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики, любил архитектуру и сам участвовал в проектах многих общественных зданий, хорошо разбирался в литературе и искусстве, был неплохим дипломатом. Был искренне верующим человеком, но чуждым мистицизма и сентиментализма, присущих Александру I, не обладал и его искусством тонкой интриги и притворства, ясный и холодный ум Николая действовал прямо и открыто. Поражал иностранцев роскошью двора и блестящими приемами, но был крайне непритязателен в личном быту, вплоть до того, что спал на походной солдатской койке, укрывшись шинелью. [25]
Венецианова называют отцом русского жанра. Однако в трактовке бытовых сюжетов у Венецианова ощущаются влияние сентиментализма и идеализация сельской жизни. Таковы известные его картины Гумно, На пашне, На жатве, Спящий пастушок, портретная галерея крестьян. Значительную роль в утверждении деревенского жанра в русской живописи сыграла венециановская школа - группа учеников Венецианова, которых он обучал живописи в своем имении Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. [26]
К тому же, новый классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным естественным состоянием общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им естественный человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века. [27]
СМОЛЛ ( Small) Албион Вудбери ( 1854 - 1926), амер. Приключения графа Фердинанда Фэтома ( 1753) предвосхищает готический роман. Приключения Хамфри Клинкера ( 1771) близок лит-ре сентиментализма. Открыл существование новой модификации углерода - фуллеренов. СМОЛУХОВСКИЙ ( Smoluchowski) ( фон Смо-лан - Смолуховский) Мариан ( 1872 - 1917), польск. СМОЛЫ, вырабатываемые нек-рыми р-ниями сложные по хим. составу в-ва; затвердевают на воздухе, растворимы в органич. Смольного ин-та благородных девиц ( построено в 1806 - 1808, арх. [28]
К тому же, новый классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным естественным состоянием общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им естественный человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века. [29]
СМОЛЛ ( Small) Албион Вудбери ( 1854 - 1926), амер. Приключения графа Фердинанда Фэтома ( 1753) предвосхищает готический роман. Приключения Хамфри Клинкера ( 1771) близок лит-ре сентиментализма. Открыл существование новой модификации углерода - фуллеренов. СМОЛЫ, вырабатываемые нек-рыми р-ниями сложные по хим. составу в-ва; затвердевают на воздухе, растворимы в органич. [30]