Сентиментализм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
А по-моему, искренность - просто недостаток самообладания. Законы Мерфи (еще...)

Сентиментализм

Cтраница 3


К тому же, новый классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным естественным состоянием общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им естественный человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.  [31]

Значительный подъем переживает портретная живопись. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Рокотова отличалось исторической глубиной, человечностью. Боровиковский в портретах с помощью приемов сентиментализма обратился к духовному миру человека.  [32]

Появляются первые национальные трагедии и комедии ( А. Расширяются культурные связи с другими странами. Для культуры начала XIX века характерна быстрая смена стилей - сентиментализм, романтизм, реализм.  [33]

На место ее приходит новая, с новым психическим укладом. Она будет, и отчасти уже есть, более деловой и более знающей, чем старая интеллигенция. Она будет менее романтической и менее идеалистической, но более полезной объективно; при всем богатстве идеализма старой интеллигенции, при ее невежестве и романтизме, толку было не очень много. Много было хороших слов, много героических поступков, но мало было объективно полезных дел. Новая интеллигенция рождается более прозаической. Не будет задаваться несбыточными мечтами, реже в ней будут подвижничество и самопожертвование, но она будет лучшим спецом, раз, и свои специальные обязанности будет выполнять серьезнее, два. Кающийся дворянин давно исчез; в революции исчез и буржуа, или обеспеченный представитель либеральной профессии, чувствовавший все же какую-то вину перед народом, какую-то неловкость за свою обеспеченность. Не стало больше обычного деления на интеллигента, обязанного перед народом, и опекаемого меньшего брата, которого надо просвещать, учить, ставить на путь истины, который идеален сам по себе, но погибает в невежестве эксплуатации. Этот взгляд на меньшого брата сверху вниз, эта романтически-сентиментальная концепция сожжена революцией безвозвратно. Она теперь чужда и народу, и интеллигенции. Складывающиеся отношения менее сентиментальны, но более здоровы. Никакой вины у меня перед тобой нет, ни в чем я не грешен и не в чем мне каяться. Мы может друг другу быть полезными. Если каждый из нас будет делать свое дело по-настоящему, - все отлично. Если нет, - плохо и неизвинительно ни для тебя, ни для меня - такова приблизительно эта новая платформа отношений в схематическом виде. Старый романтически-сентиментальный и в то же время аристократический по природе подход интеллигенции к народу и раньше был довольно нелеп. Романтизм, сентиментализм и жертвенность сдуты революцией с психологии интеллигента. Не нужны они и народу. Такая картина выясняется уже и теперь. Далее, о каком покаянии и ответственности перед народом может идти речь у этой молодежи, выходящей гл. Психология виновных и кающихся ей органически чужда.  [34]



Страницы:      1    2    3