Cтраница 2
Этот вариант почти не используется в нашей стране, возможно потому, что не описан в литературе. Смысл его заключается в том, что школа экономит на помещении для медиатеки и количестве компьютеров, размещая по соседству библиотеку с фондом на всех видах носителей и компьютерный класс. Смежная стена между классом и библиотекой застеклена. Класс имеет два выхода - в коридор и в библиотеку. Когда в классе идут уроки, дверь в библиотеку закрыта, а после уроков вход в компьютерный класс только через библиотеку. В самой библиотеке стоит служебный компьютер и 3 - 4 читательских, что по европейским нормам считается недопустимо мало на школу с 500 - 600-ми детьми. Общую сеть обслуживает один специалист по компьютерной поддержке. Если в медиатеке такой школы 3 - 4 сотрудника, то это тоже считается весьма немного для Швеции. Читальный зал собственно в библиотеке зачастую совсем маленький, но использование компьютерного класса и соседней с библиотекой так называемой зоны тихих занятий позволяет фактически увеличить помещение, используемое библиотекой. Стена между зоной тихих занятий и библиотекой тоже застеклена. Это очень важно также, как психологический и педагогический ход: во-первых, в библиотеке всегда происходит что-то интересное и это привлекает внимание других детей, а во вторых, закрепляется мысль, что в библиотеке и вокруг нее нельзя кричать и бегать - это места тихих занятий. [16]
Как известно, работы в зоне занятий могут быть различными, разной может быть и площадь рабочей поверхности, на которой располагаются объекты различения. Иначе обстоит дело, если, например, чертят на листе ватмана: во-первых, он прикреплен, во-вторых, достаточно велик, и поэтому нам приходится перемещаться во время работы. Тут не обойтись без достаточно мобильного светильника, светящая часть которого могла бы быстро и без особых хлопот перемещаться в нужное место рабочего пространства. Применяя ее, мы не будем испытывать серьезных неудобств. Удобнее всего, когда светильник представляет собой подобие пантографа. Такие светильники в обиходе называют чертежными лампами. Она очень удобна - регулируется одним движением и позволяет не только приблизить источник света к рассматриваемому объекту, но и изменить освещенность, увеличивая или уменьшая ее по мере надобности. Некоторые лампу с пантографом считают некрасивой, неподходящей для использования в жилище. Это утверждение не всегда обосновано. Конечно, не следует устанавливать такой светильник, например, в зоне отдыха или в комнате с хрустальными светильниками, но к деловому интерьеру жилой комнаты, к рабочему столу и его ближайшему окружению, особенно если зона занятий часто и подолгу используется, такой светильник очень к месту. [17]