Cтраница 2
Возникает вопрос о характере этой ненаблюденной энергии. Поглощение в материи этого неизвестного вида энергии исключительно мало, иначе она вызывала бы наблюдаемые эффекты, например нагревание или ионизацию. Эта энергия не может быть связана ни с электрическим зарядом, как, например, энергия ji - излуче-ния, ни с электромагнитным волновым полем, как энергия фотона, так как и в том и в другом случае происходили бы наблюдаемые взаимодействия с атомными оболочками в облучаемой материи. На этом же основании мы можем сказать, что магнитный момент предполагаемого излучения может быть только очень мал - значительно меньше, чем нормальный момент ядра. Положительные высказывания относительно свойств, которыми должны обладать новые неизвестные носители энергии, могут иметь пока лишь гипотетический характер. Тем не менее, подобные предположения не лишены значения как рабочие гипотезы. [16]
Идея Максвелла сводится к следующему. Наэлектризованные тела и токи создают в окружающем пространстве поле сил. Взаимодействие между объектами ( зарядами и токами) передается через окружающую среду и обусловлено ее свойствами. В среде развивается определенный процесс, который приводит в конечном счете к наблюдаемому взаимодействию объектов. Ставится задача построения модели среды, выражающей свойства поля электрических, магнитных и электромагнитных сил. [17]
Учебный процесс в высшей школе представляет собой большую, сложную, открытую динамическую систему, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений и связей. Ее организация определяется целями и задачами подготовки специалистов высшей квалификации, она взаимодействует и определяется окружающей действительностью, системами науки, техники, социальных отношений. Это не может не накладывать на систему учебного процесса определенные ограничения. В силу этого во внешнем контуре система формируется и действует как достаточно определенная, внутри же ее действия являются ожидаемыми, вероятностными. Такое состояние системы учебного процесса позволяет проникать в причинный механизм ее любого структурного и функционального компонента. В результате можно найти такие пути анализа системы, при которых функциональное и причинное вступают в наблюдаемое взаимодействие и закономерные отношения. [18]