Cтраница 2
Настоящие указания по Биопсийно-секционному курсу предназначены для студентов старших курсов лечебных факультетов медицинских университетов и институтов, а также для слушателей ФПК преподавателей кафедр патологической анатомии. Они могут также использоваться в последипломном обучении ординаторов по клиническим специальностям. В указаниях приведены выдержки из основных современных регламентирующих документов, инструкций и методических разработок, посвященных организации патологоанатомической службы в стране. [16]
Заражение экспериментальных животных применяется для подтверждения диагноза ряда протозоозов, а также для научных целей, в частности для изучения пато-генности простейших, определения вирулентности различных штаммов, патогенеза и патологической анатомии протозоозов, эффективности лекарственных средств и пр. [17]
В Институте полупроводников АН СССР за последние годы было разработано 14 типов электронных холодильников, нашедших применение в нейрохирургии, офтальмологии, урологии, нефрологии, пластической хирургии, дерматологии, гистологии, патологической анатомии и других областях медицины. [18]
Так, многие школьники выделяют в качестве сложных учебных предметов физику, химию, математику, а студенты инженерных вузов - такие предметы, как теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, студенты-медики - физическая и коллоидная химия, биохимия, физиология, гистология, топографическая и патологическая анатомия. [19]
Работникам, временно работающим или привлекаемым для различного рода работ, ученикам, учащимся школ, студентам, проходящим производственную практику, я лицам, ироходя-щим специализацию и усовершенствование, саиодежда я сано бувь выдаются на время работы или на время практических занятий и производственной практики в клиниках, лабораториях и на кафедрах нормальной и топографической анатомии, судебной медицины и патологической анатомии согласно ширмам, установленным для соответствующих профессий. [20]
Кистозный фиброз поджелудочной железы ( муковисцидоз) является довольно распространенным заболеванием детей младшего возраста и крайне редко регистрируется у подростков и молодых людей. Патологическая анатомия этого заболевания хорошо изучена. [22]
Возбудители болезней поражают и разрушают различные ткани тела насекомых и тем самым нарушают развитие и физиологические функции отдельных органов. Физиология и гистология насекомых немыслимы без изучения патофизиологии, патологической анатомии и гистологии насекомых, без которых нельзя заранее предвидеть конечный результат заболевания насекомых. Незнание этих вопросов приводило к тому, что данные о массовой гибели насекомых, накопленные в опытах и в итоге наблюдений в природе, не подвергались серьезному анализу и исследователи даже не предполагали, что частые случаи массовой гибели насекомых в лабораторных условиях или в природе могли быть вызваны инфекционными болезнями. Только отдельные экологи, биоценоло-ги и биометрики были способны ( как впрочем ив настоящее время) обнаружить и определить в телах мертвых насекомых возбудителей их болезней. Именно поэтому часто говорили о естественной смертности насекомых даже в тех случаях, когда никакой естественной гибели не происходило. Большинство данных о динамике популяций насекомых страдает одной и той же серьезной ошибкой - недооценкой роли болезней насекомых в биоценозе. А ведь у вредителей запасов, которых обычно используют в качестве тестеров для оценки эффективности инсектицидов, болезни - весьма обычное явление при их лабораторном разведении. [23]
Имелось в виду создание в институте ряда отделов: патологической анатомии с гистологией, физиологии, экспериментальной патологии, фармакологии, биологической химии, микробиологии и др. В объяснительной записке к проекту временного устава Института отмечалось, что на первом плане стоит разработка таких научно-практических вопросов, для разрешения которых потребуется совокупная работа всех отделов. Успех таких работ, - говорилось в записке, - требует рациональной их организации с подчинением частных исследований известному общему плану. [24]
Наиболее ценным его вкладом в офтальмологию являются оригинальные исследования в области патологической анатомии глаза. [25]
Выпускаемые кадры были слабо ориентированы в вопросах борьбы с паразитарными заболеваниями. Сведения, получаемые студентами в этой области на кафедрах зоологии, патологии и терапии, мясо-ведения, патологической анатомии и некоторых других, были расплывчаты, зачастую поверхностны. [26]
К группе антропометрических требований относятся те требования, которые учитывают внешнюю форму, внутреннее строение, а также отчасти функции организма в целом и отдельных его частей. В эту группу включены требования, которые в основном определяют удобство обслуживания и ремонта. При решении проблем могут быть использованы достижения многих разделов анатомии: динамической ( движения тела), возрастной ( возрастные особенности работающих), типовой ( индивидуальная изменчивость организма) и др., причем как нормальной, так в некоторых случаях и патологической анатомии. [27]
Из этого, однако, не следует делать вывода, чтопрескрип-тивный аспект в теории перевода полностью отсутствует. Нельзя упускать из вида тот факт, что теория перевода является не просто лингвистической дисциплиной, но одной из отраслей прикладного языкознания. Любая прикладная дисциплина, как известно, связана с той или иной областью практической деятельности человека, научным обоснованием которой она является; поэтому предписывающий или нормативный аспект не может не присутствовать в той или иной степени в научной дисциплине, имеющей прикладной характер. Для сравнения приведем пример из другой области, сопоставив, с одной стороны, патологическую анатомию и физиологию и, с другой, медицину. Будучи теоретическими науками1, патологическая анатомия и физиология изучают объективно существующие процессы и явления, протекающие в человеческом организме при патологических состояниях, то есть при заболеваниях - иными словами, эти науки носят дескриптивный характер, описывая факты объективно существующей действительности. [28]
Обобщены вопросы физиологии и патологии внутриглазного давления. Наряду с теоретическими аспектами проблемы подробно рассмотрено ее значение для клинической офтальмологии. Значительное место в книге занимает изложение результатов исследований самих авторов и их сотрудников. Представлены на современном уровне теория тонометрии, методы исследования внутриглазного давления гидродинамики и гемодинамики глаз, данные по нормальной и патологической анатомии дренажной системы глаза. Рассмотрены современные теории патогенеза глаукомы. Приводятся сведения по морфологии сосудистой системы глаза, микроциркуляции; дано детальное описание метода флуоресцентной ангиографии глазного дна. В отдельной главе описано медикаментозное лечение глаукомы. Книга рассчитана на офтальмологов - научных сотрудников и врачей, невропатологов, патофизиологов. Представляет интерес и для более широкого круга врачей и физиологов. [29]
По данным О. Д. Лопиной н Р. С. Воробьевой ( 1981), хроническая профессиональная интоксикация молибденом вызывает функциональные изменения печени, повышение содержания мочевой кислоты н самого молибдена в сыворотке крови. Затем появляются полнартралгнн, артрозы, гипотония, снижение концентрации гемоглобина, числа эритроцитов н лейкоцитов в периферической крови. Таким образом, данные профпа-тологов все же говорят о том, что некоторые формы патологии суставов могут быть связаны с хроническим поступлением в организм молибдена. Аэрозоли молибдена могут вызывать поражение бронхов и приводить к пневмоконнозу. Патологическая анатомия молнбденоза н молнбдендефицита не изучена. [30]