Cтраница 3
Нам могут напомнить, что, согласно нашему замечанию, разобранные нами рецензии Чернышевского появились уже после того, как исторические взгляды Маркса и Энгельса сложились в стройное целое. [31]
Указав, таким образом, общие теоретические положения, заставляющие признать материализм единственно правильным методом общественной науки, г. Струве переходит к изложению взглядов Маркса и Энгельса, цитируя преимущественно сочинения последнего. [32]
Меринг правильно указывает, что Лассаль альфы и омеги нового мировоззрения Маркса и Энгельса - исторического материализма не понял и что следствием этого было то, ч го Лассаль как экономист не шел ни в какое сравнение с Марксом, и экономические взгляды Маркса он недостаточно усвоил или даже совершенно неверно понимал ( стр. [33]
Плеханов отвергает любую критику теории Маркса в этом отношении, полагая, что сторонники русского особого пути не понимают того, что история западноевропейских отношений положена Марксом лишь в основу истории капиталистического производства, которое родилось и выросло именно в этой части света. Общие философско-исторические взгляды Маркса имеют ровно такое же отношение к современной Западной Европе, как к Греции и Риму, Индии и Египту. Они обнимают всю культурную историю человечества и могут быть неприменимы к России только в случае их общей несостоятельности [ 5, С. [34]
Драгомирецкая К - и Кузятина В. О взглядах Маркса на государство и право. [35]
В письме Марксизм п восстание Ленин показал, что отношение марксизма к восстанию, как к искусству, не имеет ничего общего с бланкизмом и заговорщичеством. Развивая дальше взгляды Маркса и Энгельса по вопросу о вооруженном восстании, он учил, что для того чтобы быть успешным, восстание должно опираться на передовой класс, на революционный подъем народа и на такой переломный момент в развитии революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая и когда всего сильнее колебания в рядах врагов п среди слабых, половинчатых, нерешительных друзей революции. Если есть налицо эти условия, то отказ от отношения к восстанию, как к искусству, будет изменой марксизму и революции. [36]
Отдельные высказывания и выражения Маркса, такие, например, как: действие законов с железной необходимостью, развитие экономической общественной формации как естественно-исторический процесс, действительно давали повод характеризовать его взгляды как объективистско-детерминистские, уподобляющие развитие общества природным процессам. Исходя из взглядов Маркса, определенный перегиб в сторону материальных и объективных факторов был, по сути, неизбежен, тем более что он ставил своей целью доказать не просто желательность, а объективную необходимость коммунизма. И то, что выделяет в истории общества логический подход, это не что иное, как результаты человеческой деятельности, причем устойчивые результаты, образующие объективную цепь развития, объективную закономерность. Но для Маркса главное было показать, каким образом из взаимодействия этих результатов друг с другом и с человеком может возникнуть общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех [3], то есть коммунизм. [37]
Для правильной оценки взглядов Маркса безусловно необходимо знакомство с произведениями его ближайшего единомышленника и сотрудника Фридриха Энгельса. [38]
Но подобный взгляд был бы в корне неправилен. Ближайшее рассмотрение показывает, что взгляды Маркса и Энгельса на государство и его отмирание вполне совпадают, а приведенное выражение Маркса относится именно к этой отмирающей государственности. [39]
Он раскрывает основные черты марксистского философского материализма и диалектики Маркса, разъясняет величайшее значение открытия Марксом материалистического понимания истории, характеризует сущность экономического учения Маркса, научного социализма, марксистские принципы классовой борьбы пролетариата. Ленин отмечает замечательную последовательность и цельность взглядов Маркса, дающих в совокупности современный материализм и современный научный социализм, как теорию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира ( стр. Ленин подчеркивает творческий характер марксизма как руководства к действию, несовместимость его с ревизионизмом и догматизмом, указывает, что жизнь, ход истории целиком подтверждают правильность учения марксизма. Работа Ленина Карл Маркс является выдающимся вкладом в теорию и историю марксизма. [40]
Наиболее важными, однако, являются изменения в характере труда и капитала. Мы обсудили эту проблему предварительно, сопоставляя взгляды Маркса и Маршалла. Теперь мы рассмотрим ее более подробно. [41]
Буржуазные идеологи тщетно пытаются доказать, будто учение Маркса об обнищании пролетариата неприменимо к современной эпохе, когда произошла революция в доходах, якобы сделавшая богатых менее состоятельными, а бедных - более богатыми. В этом, как и в других случаях, взгляды Маркса подменяются крайне упрощенной схемой непрерывного автоматического процесса абсолютного обнищания. Подлинные взгляды Маркса на проблемы обнищания не имеют ничего общего с этими вульгарными представлениями. Маркс показал, что, хотя капиталист и стремится снизить заработную плату рабочих до минимума - в этом стремлении находит свое выражение тенденция к усилению эксплуатации, свойственная вообще капитализму - вопрос об уровне заработной платы решается в ходе классовой борьбы и зависит от соотношения сил борющихся сторон. Он отмечал, что уровень заработной платы включает в себя исторический и моральный элемент, зависит от конкретно-исторических условий данной страны, степени ее развития, сложившейся структуры потребления п других факторов. С ростом производительных сил и технологическим усложнением процесса производства капиталисты вынуждены удовлетворять в определенной степени объективно возросшие потребности рабочих, так как в противном случае они не получат в свое распоряжение рабочую силу необходимой квалификации. При этом рост заработной платы резко отстает от роста промышленной продукции п динамики прибылей, и этот разрыв постоянно увеличивается. Чем производительнее страна сравнительно с другой на мировом рынке. Не только поминальная, но и реальная заработная плата в Англии выше, чем на континенте. [42]
Буржуазные идеологи тщетно пытаются доказать, будто учение Маркса об обнищании пролетариата неприменимо к современной эпохе, когда произошла революция в доходах, якобы сделавшая богатых менее состоятельными, а бедных - более богатыми. В этом, как и в других случаях, взгляды Маркса подменяются крайне упрощенной схемой непрерывного автоматического процесса абсолютного обнищания. Подлинные взгляды Маркса на проблемы обнищания не имеют ничего общего с этими вульгарными представлениями. Маркс показал, что, хотя капиталист п стремится снизить заработную плату рабочих до минимума - в этом стремлении находит свое выражение тенденция к усилению эксплуатации, свойственная капитализму, - вопрос об уровне заработной платы решается в ходе классовой борьбы п зависит от соотношения сил борющихся сторон. Маркс отмечал, что уровень заработной платы включает в себя т исторический п моральный элемент, он зависит от конкретно-исторических условий данной страны, степени ее развития, сложившейся структуры потребления и других факторов. С ростом производительных сил капиталисты вынуждены удовлетворять в определенной степени объективно возросшие потребности рабочих, так как в противном случае они не получат в свое распоряжение рабочую силу необходимой квалификации. При этом рост заработной платы резко отстает от роста эксплуатации, и этот разрыв постоянно увеличивается. Чем производительнее страна сравнительно с другой на мировом рынке, - писал Маркс, - тем выше в ней заработная плата по сравнению с другими странами. Не только номинальная, но и реальная заработная плата в Англии выше, чем на континенте. [43]
Вначале Маркс относился к Ковалевскому довольно холодно; причиной этого были отрицательные взгляды Маркса на русских вообще, и его нелады с Бакуниным, Герценом и др. в частности. Но при дальнейшем знакомстве это предубеждение исчезло и знакомство их перешло почти в дружбу, начиная с Карлсбада. [44]
Марксизм отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, - а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами. Высокая оценка революционных периодов в развитии человечества вытекает из всей совокупности исторических взглядов Маркса: именно в такие периоды разрешаются те многочисленные противоречия, которые медленно накапливаются периодами так называемого мирного развития. [45]