Cтраница 2
Но для суждения о его педагогических взглядах имеются и другие источники. Так, в письме к Рамзаю ( от 14 ноября 1892 г.) 4, отвечая, по-видимому, на вопрос о целях и задачах исследовательских лабораторий, Канниццаро так формулирует свои взгляды на взаимоотношения между научным исследованием и преподаванием химии в университете: Лаборатории, в которых студенты и ревнители науки занимаются исследованиями различных тем, избранных по их собственной инициативе, обязательно должны входить как часть в школы высшего образования. Последнее, охватывая все области данной отрасли науки, указывает на пункты, в которых исследование может быть плодотворным и придает живую душу преподаванию. Об этом свидетельствует вся история экспериментальных наук и, в частности, химии. [16]
Создание этой книги не было бы возможно без коллектива кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета. Основатель этой кафедры-выдающийся советский математик академик А. И. Мальцев ( 1909 - 1967) - оказал решающее влияние на формирование научных интересов и педагогических взглядов авторов. Максимовой и многих других. Этим коллегам и товарищам мы выражаем свою искреннюю признательность и благодарность. [17]
Менее благоприятно будет расценено советским читателем то место в книге ( стр. Впрочем, этот реверанс носит у Пойа скорее платонический характер и в сущности плохо согласуется с его прогрессивными в своей основе педагогическими взглядами. [18]
Ученик и последователь Когена Пауль Наторп ( 1854 - 1924) развивает основные положения работ своего учителя, усматривая, как и он, источник развертывания процесса мышления в нем самом. От образования, подчеркивал он, зависит и включение человека в мировую культуру, в то новое общество, в котором человек будет выступать как самоцель исторического социокультурного процесса. С педагогическими взглядами Наторпа связаны и его идеи этического социализма, который оказал существенное влияние на германскую и австрийскую социал-демократию. Определив три главных ценностных начала в морали - честность, справедливость и любовь, - он выводил отсюда социал-демократические ценности, сводя их к свободе, справедливости и солидарности. [19]
Человек чрезвычайно разносторонних интересов, Лобачевский принимал в этом обществе очень активное участие. Именно в среде этого общества возникла мысль о преподавании в университете сельскохозяйственных наук. Горлов настаивал на том, чтобы сельскохозяйственные науки, в силу экономического своего значения, преподавались на юридическом факультете; эта точка зрения была принята и советом университета. Лобачевский выступил с очень подробным особым мнением. Это особое мнение представляет большой интерес и, может быть, характеризует педагогические взгляды Лобачевского больше, чем речь О важнейших предметах воспитания. [20]