Cтраница 2
Используя эти колебания и отдельные отклонения от последовательного материалистического мировоззрения, идеалисты различных направлений пытались, извращая факты, доказать, что философская концепция, лежащая в основе Принципов механики Герца, имеет кантианский или махистский характер. В книге Материализм и эмпириокритицизм В. И. Ленин критикует эти маневры идеалистов и защищает материалистическую основу Принципов механики замечательного немецкого физика. Когеп - пишет Ленин - старается завербовать себе в союзники знаменитого физика Генриха Герца. Герц наш, он кантианец, у него попадается допущение априори. Герц наш, он махист - спорит махист Клейнпетер - ибо у Герца проглядывает тот же субъективистский взгляд, как и у Маха, на сущность наших понятий. Этот курьезный спор о том, чей Герц, дает хороший образчик того, как идеалистические философы ловят малейшую ошибку, малейшую неясность в выражении у знаменитых естествоиспытателей, чтобы оправдать свою подновленную защиту фидеизма. Герца к его Механике показывает обычную точку зрения естествоиспытателя, напуганного профессорским воем против метафизики материализма, но никак не могущего преодолеть стихийного убеждения в реальности внешнего мира. [16]