Cтраница 2
Состояние поверхностей указанных пластинок после длительного выдерживания в масле ( 3 - 72 ч) при повышенных температурах может служить прямым показателем коррозийной агрессивности масла, особенно при наличии в нем активных сернистых соединений. Этот показатель в настоящее время принят для многих сортов смазочных масел. [16]
Сделанный вывод хорошо согласуется с результатами исследований антикоррозионных свойств ряда индивидуальных сернистых соединений, вводившихся в масло МТ-16 из расчета одинакового содержания серы в масле. Как видно из рис. 3, на котором приведены результаты этих опытов, диде-цилсульфид, в молекулах которого сера обладает более прочной связью, чем в молекулах дидецилдисульфида, обеспечил значительно большую длительность существования защитной пленки на поверхности свинца и, следовательно, резко меньшую коррозию, чем дидецилдисульфид. Из рис. 4 видно, что дидецилсульфид термически устойчив и не теряет антикоррозийной эффективности с ростом температуры масла, тогда как дидецилдисульфид и децилмеркаптан неустойчивы и даже увеличивают коррозийную агрессивность масла. Следовательно, оценка антикоррозийной эффективности присадок только при одной какой-либо температуре является недостаточной, так как термически неустойчивые присадки характеризуются различной антикоррозийной эффективностью при разных температурах. [17]
Из сказанного не следует еще, что в условиях эксплуатации масел с присадками в двигателях процессы коррозии будут протекать с равной интенсивностью ( или их не будет вовсе) при работе на маслах любой кислотности. В двигателях контакт масла с металлом имеет место как при рабочих температурах, так и при температуре окружающего воздуха, когда двигатель бездействует. Если в первом случае мы вправе ожидать, что коррозия будет предотвращена благодаря защитному действию присадки, то во втором случае результат будет зависеть от наличия на металле ранее образовавшейся пленки и от ее защитных свойств, от диффузионной непроницаемости ее для продуктов окисления масел, а также от степени коррозийной агрессивности масла. [18]