Cтраница 3
Ванная печь для плавления фритты. [31] |
Ангоб не только маскирует цвет изделий, но и дает возможность применить глазурь, коэффициент расширения которой не совсем подходит к коэффициенту материала. Ангоб составляют из хорошо отмученной глины, к которой добавляют мел, полевой шпат, глазурь, стекло, кварц, каолин и красящие окислы. Во избежание разрыва и откалывания ангоба необходимо хорошо согласовать коэффициенты расширения ангоба и материала. Чем тоньше слой нанесенного на изделия ангоба, тем лучше он пристает к поверхности изделия. [32]
Масса красится в голубой цвет прибавкой до 0 5 % окиси кобальта, зеленый - до 1 % окиси хрома, бирюзовый - смесью их ( по 0 3 %) или окисью меди, бледнозелепый ( яблочный) - окисью никеля. Окись железа ( до 6 %) в присутствии извести ( 1 %) дает желтые массы. Голубую и зеленую окраску гораздо экономнее класть в виде ангоба ( см.), формуя изделия из белой массы и погружая пх после сушки в барботин из той же массы, растертый с краской. [33]
Ванная печь для плавления фритты. [34] |
Ангоб не только маскирует цвет изделий, но и дает возможность применить глазурь, коэффициент расширения которой не совсем подходит к коэффициенту материала. Ангоб составляют из хорошо отмученной глины, к которой добавляют мел, полевой шпат, глазурь, стекло, кварц, каолин и красящие окислы. Во избежание разрыва и откалывания ангоба необходимо хорошо согласовать коэффициенты расширения ангоба и материала. Чем тоньше слой нанесенного на изделия ангоба, тем лучше он пристает к поверхности изделия. [35]
Каолин вводится в состав глазури в обожженном виде. Для устранения желтоватого оттенка глазури в ее состав вводится небольшое количество сернокислого кобальта. Приготовление и нанесение глазури на ангобированный черепок в основном аналогичны приготовлению и нанесению ангоба. [36]
Для получения ангоба используют часов-ярскую или ве-селовскую глины и люберецкий песок. Эту смесь тщательно измельчают в шаровых или вибрационных мельницах и к ним добавляют краситель. Так, для получения зеленого ангоба добавляют к указанной смеси до 10 % окиси хрома, а для получения ангоба голубого цвета - до 3 % окиси кобальта. [37]
Для декорирования, а также для повышения газо - и водонепроницаемости целого ряда изделий их покрывают тонким слоем массы или глазури, который после обжига приобретает белую или цветную окраску. Этот слой может быть спекшимся или оплавленным. В первем случае он состоит из тщательно приготовленной белой или цветной глиняной массы, обязательно имеющей состав, близкий к составу основного изделия, и называется ангобом. Во втором случае он представляет собой сплавы силикатов, которые плавятся легче, чем керамическая масса, и называется глазурью. [38]
Ванная печь для плавления фритты. [39] |
Ангоб не только маскирует цвет изделий, но и дает возможность применить глазурь, коэффициент расширения которой не совсем подходит к коэффициенту материала. Ангоб составляют из хорошо отмученной глины, к которой добавляют мел, полевой шпат, глазурь, стекло, кварц, каолин и красящие окислы. Во избежание разрыва и откалывания ангоба необходимо хорошо согласовать коэффициенты расширения ангоба и материала. Чем тоньше слой нанесенного на изделия ангоба, тем лучше он пристает к поверхности изделия. [40]
Если в первобытные времена изделия из керамики имели сугубо утилитарное значение, то со временем они становятся объектом художественного творчества. К тому же периоду относят сосуды, покрытые слоем белого ангоба и украшенные черной и красной живописью. [41]