Cтраница 3
Одни с доверием отнеслись к рассказу Продолжения Ре-гинона, непосредственного свидетеля событий, другие же предпочитали думать, что русское посольство преследовало какие-то совершенно иные цели, а Оттон I, известный своим миссионерским рвением, решил навязать Руси своего епископа, которого в Киеве вовсе не ждали, чем, собственно, и объясняется его неудача. Тем самым история Адальберта приобретала подчеркнуто идеологизированный подтекст: она становилась первой в длинной череде попыток Западной церкви восхитить нас ( т.е. Русь, Русскую церковь. Оценивая эту двухсотлетнюю полемику, приходится не без недоумения отмечать, что никто из ее участников ни разу не обратился к источниковедческой стороне дела. А между тем ей здесь принадлежит решающая роль. Под 960 г. находим в них сообщение о послах народа Руси ( gens Rusciae), уверявших Оттона I, что их народ хочет отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру, и поэтому просивших немецкого короля послать с ними кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины; и он послал к ним епископа Адальберта ( Ann. Следовательно, настаивать на том, что Адальберт сочинил свое сообщение о просьбе русской княгини, можно только при одном условии - если известие анналов херсфельдского корня является пересказом Продолжения Регинона. Таким образом, ответ на важный для истории Руси вопрос зависит от решения чисто текстологической проблемы, на которую историки Руси даже не обращали внимания. [31]
При дворе Оттона просто не мог не встать вопрос об истинном ( западном в данном случае) христианстве, какие бы цели ни ставило посольство Ольги. Ответное посольство в Киев прибыло в 961 году. Во главе его стоял бенедиктинец Адальберт. Цель Адальберта определенная - миссионерство. Вероятно, этого в Киеве не ожидали, и Адальберт был вынужден быстро покинуть Киев. Продолжатель Регинона пишет, что послы Ольги прибыли к Оттону притворно. Есть предположение, что Оттон имел дело не с послами Ольги, а с кем-то выдававшим себя за киевских послов. Хронике же следует доверять и потому, что она проверяется другими западными источниками, и потому, что Продолжатель Регинона ( сам хронист Регинон Прюмский умер в 915 году) и есть, вероятно, монах Вейссенбергского монастыря русский епископ Адальберт. [32]