Cтраница 4
На основной стадии положение резко меняется. Даже незначительное увеличение денежной массы вызывает резкий рост цен. Переполнение каналов сферы обращения денежными знаками происходит не только вследствие роста массы денег, но и вследствие ускорения обращения каждой денежной единицы, усиливается ажиотажный спрос. Деньги стремятся во что бы то ни стало превратить в любые товары. Национальные деньги оттесняются иностранными. Развивается натуральный обмен, процветают бартерные сделки. [46]
Вполне понятно следующее: чем привлекательнее выглядит комбинация цены и технико-экономических показателей заменяющей продукции, тем проблематичнее становится выжимание максимальной среднеотраслевой прибыли. Сегодня эту истину познают производители сахара в США, оказавшиеся перед фактом крупномасштабного проникновения на коммерческий рынок кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы. Заменители не только ограничивают прибыль в период нормальной деловой активности, но и урезают высокие доходы, которые отрасль могла бы получать в периоды экономического бума и ажиотажного спроса. [47]
На рис. 5 и 6 представлены два основных типа кривых спроса. В первом случае ( рис. 5) малейшее увеличение цены вызывает резкое падение спроса. Потребитель чутко реагирует на изменение цены. А вот при ажиотажном спросе, а также на рынке товаров первейшей необходимости ( рис. 6) даже значительное увеличение цены вызывает лишь небольшое снижение спроса. [48]
Ярким примером пирамиды на отечественном рынке ценных бумаг является деятельность АО МММ. Финансовая операция, осуществленная этим акционерным обществом в 1993 - 1994 гг., заключалась в массированном привлечении денежных средств населения в обмен на акции на волне искусственно созданного непрерывного роста котировок курса последних и обеспечения их полной ликвидности. Очевидно, что такой рост не имел ничего общего с какими-то конкретными финансовыми результатами деятельности акционерного общества. Такая массированная продажа акций, рассчитанная на ажиотажный спрос населения, позволила не только привлечь значительные наличные суммы денег, но и существенно сократить сроки размещения акций. Интересно отметить, что при этом не нужно было даже обещать каких-то конкретных выплат дивидендов, а лишь постоянно менять котировку акций в сторону их повышения, создавая иллюзию возможности получения в будущем супердивидендов. [49]