Cтраница 2
Дальше проводятся расчеты с применением выведенных формул, позволяющие провести некоторое сравнение двигателей и паровых машин. В общем этот раздел курса в учебнике Брандта изложен довольно конспективно. В учебнике Радцига, изданном значительно1 раньше учебника Брандта ( за 15 лет), этот раздел термодинамики, изложен полнее и обстоятельнее. В нем были даны исторические данные, относящиеся к рассматриваемым машинам, и, что особенно ценно, было показано значение этих машин. Кроме того, выведенные формулы в учебнике Радцига были подвергнуты анализу, позволившему ему высказать ряд существенных положений. Приходится заметить, что графическое оформление этого раздела в учебнике Брандта очень бедное, не лишенное к тому же и некоторых недостатков. [16]
Но в двухтактном двигателе имеется продувочный насос, которого в четырехтактном двигателе нет, что необходимо дополнительно учитывать при сравнении двигателей по весу и габаритам. Очевидно, если вес продувочных агрегатов будет меньше, чем превышение веса четырехтактного двигателя за счет большего числа цилиндров, то и удельный вес двухтактного двигателя будет меньше. [17]
Сравнительному технико-экономическому анализу различных конструкций машин применительно к обоснованию целесообразности снижения их веса должно быть уделено особое внимание. Сравнение двигателей с воздушным и водяным охлаждением двухтактных и четырехтактных с наддувом и без наддува показывает, что двухтактные двигатели с водяным охлаждением отличаются высокой литровой мощностью и малым весом, что делает их серьезным конкурентом для четырехтактных двигателей с воздушным охлаждением. Сравнительно меньший вес двигателей с воздушным охлаждением дает, в частности, наибольшие преимущества применительно к карбюраторным двигателям. [18]
При помощи этого параметра можно оценивать совершенство конструкции двигателя и качество идущих на его изготовление материалов при условии, что сравниваются автомобильные или тракторные двигатели одинакового типа и литража. Для сравнения двигателей разного литража и разной оборотности параметр g оказывается менее показательным; так как вес электрооборудования, приборов питания и некоторых других агрегатов мало зависит от размеров двигателя, а потому оказывает на величину Одв этих двигателей неодинаковое влияние. Для двигателей средней и большой мощности наблюдается тенденция уменьшения литрового веса двигателя с увеличением диаметра его цилиндров. [19]
Приводимое ниже сравнение двигателей этих типов показывает преимущество электродвигателей. [20]
В США государственные организации для оценки степени выброса частиц из двигателя используют динамометрический тест ЕРА, дающий возможность измерить количество частиц, улавливаемых на фильтре в конце смесительного туннеля, после того, как выхлопные газы покидают камеру сгорания. Тест ЕРА дает возможность сравнения двигателей различной конструкции при использовании различных топлив и масел. [21]
Оценка стоимости всегда затруднительна, а ее прогноз с учетом будущих разработок весьма неточен. Однако несомненно, что такая оценка необходима для сравнения альтернативных двигателей, если при этом учитывать наиболее дорогостоящие компоненты. Стоимость двигателя Стирлинга приблизительно в 1 5 - 15 раз выше, чем эквивалентного дизеля. Такая оценка сделана на основе технической литературы; она приводилась на технических конференциях и совещаниях. [22]
Оценка уровня форсирования, потенциальной долговечности и других важнейших свойств двигателя возможна лишь при правильной оценке факторов, влияющих на его динамическую и тепловую напряженность. Соответственно первостепенное значение приобретает разработка объективных критериев для сравнения двигателей различной размерности на основе теории подобия. [23]