Крестьянская среда - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Спонсор - это человек, которому расстаться с деньгами проще, чем объяснить, откуда они взялись. Законы Мерфи (еще...)

Крестьянская среда

Cтраница 2


Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг.  [16]

Надо знать, каким авторитетом пользуются в крестьянской среде предсмертные словесные распоряжения домохозяина, чтобы представить себе тот диссонанс, какой вносится применением нашего strictum jus, отвергающего значение таких распоряжений.  [17]

Гораздо более живучим оказалось другое мелкобуржуазное направление, связанное с именем Пьера Жо-зефа Прудона. Воззрения Прудопа выражали психологию п чаяния мелких предпринимателей, а также тех слоев пролетариата, которые пе вполне оторвались от мелкобуржуазной ремесленнической или крестьянской среды. В странах, где эти слои составляли значительную часть рабочего класса - во Франции, Бельгии, Италии, Испании - взгляды Прудона приобрели позднее довольно много приверженцев, и прудонизм стал одним из влиятельных течений мелкобуржуазного социализма. Борьба марксизма с прудонизмом, начавшаяся еще до революции 1848 г., продолжалась в течение нескольких десятилетий.  [18]

Гораздо более живучим оказалось другое мелкобуржуазное направление, связанное с именем Пьера Жозефа Прудопа. Воззрения Прудопа выражали психологию и чаяния мелких предпринимателей, а также тох слоев пролетариата, которые не вполне оторвались от мелкобуржуазной ремесленнической или крестьянской среды. В странах, где эти слои составляли значительную часть рабочего класса - во Франции, Бельгии, Италии, Испании - взгляды Прудопа приобрели позднее довольно много приверженцев, п прудонизм стал одним из влиятельных течений мелкобуржуазного социализма. Борьба марксизма с прудонизмом, начавшаяся еще в период до революции 1848 г., продолжалась в течение нескольких десятилетий.  [19]

Развитие то-в 5в - - х г Дах варно-денежных отношений в сербской деревне влекло за собою распад задруг ( делившихся на обособленные хозяйства отдельных семей), а в связи с этим происходили усиленное расслоение в крестьянской среде и рост задолженности.  [20]

Из моего опыта работы среди крестьян Тульской, Ярославской и Калужской губерний я вывел заключение, что муниципализация не только не явится революционным для крестьян лозунгом, но будет встречена враждебно. На основании знакомства с крестьянской средой говорю, что единственным лозунгом, который заставит крестьян идти в своем революционном движении до конца, будет лозунг раздела; если мы дойдем до конца, если в результате движения ближайших дней мы достигнем демократической республики, нам не страшно осуществить национализацию, которая явится сильным толчком для развития производительных сил страны.  [21]

Только в конце двадцатого века статистики и исследователи общества стали делать различия между небольшими городками, местными центрами, и крупными городами с большим населением, считающимися обычно более космополитичными, простирающими свое влияние за пределы национального общества, частью которого они являются. Эта миграция часто была интернациональной, и люди, выросшие в крестьянской среде, переезжая в другие страны, попадали сразу в города; наиболее очевидный пример такого рода - иммиграция большого количества европейцев из бедных сельских общин в Соединенные Штаты.  [22]

В своих проповедях он часто говорит не только о тех, кто живет в Соединенных Штатах, но и о жителях Центральной Америки или Южной Африки, о людях, находящихся на дне и на периферии современного общества, и о том, что Церковь должна отстаивать их интересы. Он напоминает своей конгрегации о том, что само христианство начиналось в крестьянской среде на окраине Римской империи. При этом он не хочет покинуть мир и помешать мирскому служению христиан. Подводя итог, он говорит: Если бы мы смогли хоть в какой-то степени вернуть церкви поддержку ее членов, занятых мирским служением, тогда можно было бы с уверенностью сказать: да, конечно, мы можем взять на себя ответственность, потому что там наши лучшие люди и церковь их питает и помогает им, и они готовы делать свое дело.  [23]

Религиозное мировоззрение именно в этот период завоевывает господствующие позиции в обществе, проникая и в крестьянскую среду.  [24]

Учитывая культурный уровень исследуемой среды и ее бытовые особенности, нетрудно понять, что русский рабочий никогда не отличался немецкой аккуратностью, сам для себя он обычно никаких записей не ведет, и заставить его статистики ради регулярно изо дня в день вести свою домашнюю бухгалтерию - совершенно утопическая задача. Конечно, несколько десятков или даже сотен семей на всю Россию нам, быть может, и удалось бы отобрать для этой цели из числа наиболее идейных рабочих, способных па большие жертвы ради тех или иных социальных достижений. И нужно сказать, что такие опыты в настоящее время и в рабочей, и в крестьянской среде производятся, В частности, в Москве благодаря исключительной энергии некоторых работников ВЦСПС удалось заложить около сотни текущих приходо-расходных записей в рабочей среде, которые довольно регулярно ведутся уже свыше двух месяцев. И попятно, что эти записи представят громадный интерес в весьма разнообразных отношениях.  [25]

Все это - - одно сплошное кривлянье, имеющее целью отвести глаза крестьянству, затемнить суть дела. Кадеты, как увидим дальше, в значительной степени поддались на удочку черносотенцев, нам же, социалистам, достаточно в двух словах указать на то, какой толстый слой канцелярской пыли надо сбросить с речей гг. Шидловских, Лыкошиных и прочих лакеев черносотенной царской шайки, чтобы увидать действительное содержание их аграрной политики. Львов 1 - й, который, кажется, зовет себя мирнообновленцем, а на деле представляет из себя настоящего черносотенца с аллюрами в духе г-на Струве, выразил это содержание яснее других: В крестьянской среде, - говорил этот слуга помещиков, - сложились два начала: бесправная личность и самоуправная толпа. Земля должна принадлежать всем трудящимся, земля как воздух и вода; мы пришли сюда добывать землю и волю.  [26]

Например, в Москве в 1917 году было отобрано у домовладельцев свыше 4 тысяч крупных домов. В 300 - х из них были организованы дома-коммуны, в которых поселились рабочие и их семьи в количестве около 35 тысяч человек. К 1922 году количество таких домов в Москве возросло до 1 тысячи. Вероятно, дома-коммуны являлись своеобразным дополнением сельских коммун, активно организуемых в крестьянской среде после революции эсерами, анархистами и большевиками.  [27]

Колхозы, как социалистическая форма организации хозяйства, могут показать чудеса хозяйственного строительства, если во главе их стоят действительные революционеры, большевики, коммунисты. И наоборот - колхозы могут превратиться на известный период в прикрытие всякого рода контрреволюционных деяний, если в колхозах будут заправлять эсеры и меньшевики, петлюровские офицеры и прочие белогвардейцы, бывшие деникинцы и колчаковцы. При этом следует иметь в виду, что колхозы, как форма организации, не только не гарантированы от проникновения антисоветских элементов, но представляют даже на первое время некоторые удобства для временного использования их контрреволюционерами. Пока крестьяне вели индивидуальное хозяйство - они были разрознены и отделены друг от друга, ввиду чего контрреволюционные поползновения антисоветских элементов в крестьянской среде не могли дать большого эффекта. Совершенно другая картина получается при переходе крестьян к колхозному хозяйству. Здесь крестьяне имеют уже в лице колхозов готовую форму массовой организации. Ввиду этого проникновение антисоветских элементов в колхозы и их антисоветская деятельность могут дать гораздо больший эффект. Надо полагать, что все это учитывают антисоветские элементы.  [28]

Вот интересный пример того, кап в одной и той же губернии, в одно и то же время, в одном и том же промысле совмещаются два эти различные процесса. Развитие этого промысла знаменует зарождение товарного производства, охватывающего изготовление одного из орудий производства тканей. И вот мы видим, что в глухих местах губернии, на севере ее, самопрялка почти не известна ( Материалы по описанию промыслов Вятской губ. Между тем в других частях губернии промысел этот уже падает, и вероятной причиной упадка исследователи считают все больше и больше распространяющееся в крестьянской среде употребление фабричных хлопчатобумажных тканей ( с. Здесь, следовательно, рост товарного йроизводства и капитализма проявляется уже в вытеснении мелкого промысла фабрикою.  [29]

Его связь с хлыстовской почвой, на которой появились первые его ростки, уцелела в хлыстовской анимистической формуле, которую должен был призносить каждый адепт, да в некоторых терминах и формах культа. Однако входивший в секту, приняв оскопление, вместе с тем изолировал себя совершенно от всего мира, к которому обращался в традиционной формуле. Он порывал с семьей или с возможностью семейной жизни, должен был оставлять тяжелый земледельческий труд, к которому становился непособен, отсекал себя от крестьянской среды и должен был ее покидать. Он должен был уходить в город, где находил себе подобных отщепенцев от нормального мира.  [30]



Страницы:      1    2    3