Социально-психологическая адаптация - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Одна из бед новой России, что понятия ум, честь и совесть стали взаимоисключающими. Законы Мерфи (еще...)

Социально-психологическая адаптация

Cтраница 1


Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в слажившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.  [1]

Социально-психологическая адаптация может быть осложнена в связи с обманутыми ожиданиями быстрого успеха, с недооценкой трудностей, проблемами в общении.  [2]

Процесс социально-психологической адаптации протекает по всем четырем направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразовательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти направления адаптации образуют целостную динамичную систему, в которой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адаптации в экстремальных ситуациях. Однако в экстремальных условиях не все личности одинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий ( нормальный) уровень адаптации, другие - снижают этот уровень, но без его существенной деформации по всем четырем направлениям деятельности. Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов. Социально-психологическая дезадаптация в динамике проходит две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Первая не служит единственной детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода этой фазы в суицидальную имеет конфликт, который занимает центральное положение в структуре суицидального акта.  [3]

Управлением социально-психологической адаптацией в равной мере заняты и руководитель первичного коллектива, и сам первичный коллектив, причем именно первичный коллектив оказывает наиболее сильное социально-психологическое влияние на адаптанта.  [4]

В регулировании социально-психологической адаптации, особенно в осложненных случаях, позитивную роль играет наставничество. Наставник играет роль связующего звена между адаптантом и коллективом. С одной стороны, наставник доводит до сведения адап-танта требования коллектива, определяет порядок их выполнения, обучает их выполнению, с другой - он включает адаптанта в отношения с коллективом.  [5]

В процессе социально-психологической адаптации работник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов коллектива, о лидерах коллектива. Эту информацию новый работник соотносит со своим социальным опытом, со своими ценностными ориентациями.  [6]

Современное состояние социально-психологической адаптации школьников обусловливает значительную потребность в осуществлении первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств среди учащихся средних общеобразовательных учреждений. Профилактическая и коррекционная работа должна осуществляться на основе данных о состоянии психического здоровья школьников, структуре нарушений социально-психологической адаптации. Для этого необходимо на протяжении школьного обучения систематически отслеживать состояние психической адаптации учащихся, выявлять на ранних стадиях субдепрессивные и депрессивные расстройства, что позволит своевременно диагностировать нервно-психические отклонения, различные формы нарушений адаптации и проводить соответствующие коррекци-онные мероприятия, направленные на предотвращение или преодоление школьной и социальной дезадаптации.  [7]

На основании изложенного рекомендуется период социально-психологической адаптации разделить на четыре этапа.  [8]

Связано это с тем, что на социально-психологическую адаптацию наиболее сильное влияние оказывает индивидуальность личности, следовательно, сугубо личные привычки и умения строить свое поведение. Трудность социально-психологической адаптации связана и с другими фактами. Как уже отмечалось, первичный коллектив - это среда, непосредственно окружающая человека: среда труда, общения, быта.  [9]

Следует также отметить важность получения информированного согласия для социально-психологической адаптации к новым условиям жизни, которые могут возникнуть как следствие медицинского вмешательства. Обсуждение с врачом вариантов лечения, целей и вероятных последствий той или иной лечебной процедуры создает у пациента психологическую готовность к необходимым коррективам в образе жизни и, как следствие, способствует более эффективной адаптации.  [10]

Это в еще большей мере повышает значимость управления социально-психологической адаптацией.  [11]

Может возникнуть и другая ситуация, при которой осуществляется социально-психологическая адаптация личности к коллективу, характеризующемуся более развитыми свойствами и качествами. Здесь тоже возникают трудности, которые можно назвать именно трудностями роста, трудности интенсивного развития у личности свойств и качеств, оптимально соответствующих работе в коллективе. В первое время адаптант может специально обострить отношения с коллективом, пойти на конфликт. Чаще всего для этого используются в общем-то мелкие нарушения традиций или неформального порядка жизни коллектива. В этих случаях необходимо проявить терпение, но в то же время настойчиво добиваться выполнения всех правил жизни коллектива. Роль руководителя в таких условиях состоит в том, чтобы сдержать действия и поступки эмоционально неуравновешенных членов коллектива. Если в отношениях с адаптантом возьмут верх их настроения, то процесс социально-психологической адаптации или будет сорван полностью, или сильно затянется.  [12]

Исследование и диагностика трудностей закрепления работников должны сопровождаться анализом профессиональной и социально-психологической адаптации главным образом к требованиям технологической и трудовой дисциплины.  [13]

Современное состояние данной проблематики сфокусировано вокруг проблем личности и среды, процессов социально-психологической адаптации к стрессовым ситуациям.  [14]

Однако адаптированность этой категории населения к социуму остается низкой: при изучении социально-психологической адаптации 12 % показали признаки полной социальной дезадаптации с выраженной негативной реакцией и 58 % имели признаки низкой адаптированности.  [15]



Страницы:      1    2