Cтраница 2
Изменения изгибающего момента яо длине трубопровода, полученные расчетным ( 1 и опытным ( 2. [16] |
Для подтверждения принятой методики расчета динамических характеристик трубопровода при его укладке с трубоукладочного судна в опытном бассейне института Гидромеханики АН УССР были проведены экспериментальные исследования на моделях. В масштабе 1: 38 была изготовлена трубоукладочная баржа ( типа ТС Судейман Везиров) со стингером и якорной системой удержания на точке. Вместе с - имитирующей трубопровод пластмассовой трубкой необходимой жесткости, имеющей обмотку из клейкой пленки ( для увеличения диаметра) и тензодатчики, которые замеряли напряжение в различных точках вдоль трубы, модель баржи была установлена в опытном бассейне. На эту систему оказывали воздействие волны, создаваемые специальным волнопродуктором. Перемещения баржи ( качка), натяжение тросов якорной системы, напряжения в трубопроводе непрерывно записывались осциллографом. [17]
Изменения изгибающего момента по длине трубопровода, полученные расчетным ( 1 и опытным ( 2. [18] |
Для подтверждения принятой методики расчета динамических характеристик трубопровода при его укладке с трубоукладочного судна в опытном бассейне института Гидромеханики АН УССР были проведены экспериментальные исследования на моделях. В масштабе 1: 38 была изготовлена трубоукладочная баржа ( типа ТС Сулейман Везиров) со стингером и якорной системой удержания на точке. Вместе с имитирующей трубопровод пластмассовой трубкой необходимой жесткости, имеющей обмотку из клейкой пленки ( для увеличения диаметра) и тензодатчики, которые замеряли напряжение в различных точках вдоль трубы, модель баржи была установлена в опытном бассейне. На эту систему оказывали воздействие волны, создаваемые специальным волнопродуктором. Перемещения баржи ( качка), натяжение тросов якорной системы, напряжения в трубопроводе непрерывно записывались осциллографом. [19]
Следует также отметить большое значение величины сцепления изоляционного покрытия с трубой при укладке трубопровода с трубоукладочного судна. Так как в этом случае трубы проходят через натяжной механизм фрикционного действия, то при недостаточном сцеплении всегда есть опасность сползания бетонной рубашки с трубы, что недопустимо. [20]
При изгибе трубопровода во время укладки не должно происходить откалывания бетонного покрытия, а сцепление между бетонным покрытием и антикоррозионной изоляцией должно обеспечивать передачу приложенного от трубоукладочного судна растягивающего усилия. В связи с этим представляют интерес результаты исследования сцепления между полиэтиленовой изоляцией и бетонным покрытием, проведенного в Японии. [21]
При укладке трубопровода на глубину до 20 м использовалась только первая секция стингера, шарнирно прикрепленная к корме баржи, на большей глубине стингер крепился жестко в четырех точках кормы трубоукладочного судна. [22]
При укладке трубопровода на глубину до 20 м использовалась только первая секция стингера, шарнирно прикрепленная к корме ба ржи, на большей глубине стингер крепился жестко в четырех точках кормы трубоукладочного судна. [23]
Для этого трубоукладочное судно оборудуют системой движителей, позволяющих быстро менять их направление и силу упора при изменении внешней нагрузки. Такими движителями могут быть обычные винты, имеющие горизонтальную ось, которая поворачивается на специальной рулевой колонке, или вертикально-осевые ( крыльчатые) движители, обладающие высокой маневренностью. [24]
Закрепление подводных трубопроводов может осуществляться с помощью балласта, засыпаемого в пластмассовую оболочку. Оболочка сваривается на трубоукладочном судне из пластмассовой полосы, сматываемой с барабана, и опускается на дно одновременно с трубопроводом. Балластный материал ( песок с добавками железной руды) непрерывно подается в оболочку с судна по гибкому шлангу и располагается в оболочке двумя валиками по обе стороны от трубопровода. [25]
Под водой иногда ведутся сварочные работы, изоляционно-укладочные операции. Есть у строителей и специальные трубоукладочные суда, с борта которых, постепенно наращивая плеть, - ее спускают на дно. Сооружение подводных переходов сегодня переросло в строительство подводных трубопроводов. [26]
В процессе укладки морских трубопроводов стыковые сварные соединения труб бывают нагружены в значительно большей степени, чем сухопутные, поэтому требования к их сварке повышены. Однако из-за высокой стоимости трубоукладочного судна ( и по другим причинам) требуется высокая скорость изготовленич трубопровода. В связи с этим для морских трубопроводов обычно применяют наиболее прогрессивные механизированные методы сборки и сварки, наряду с ручной широко используют автомат. [27]
В связи с этим уложенный на дно трубопровод имеет большую стрелу прогиба на значительной длине. Во время опускания трубопровод поддерживают тросами трубоукладочного судна, которое постепенно смещается в сторону от трассы. Таким образом на месторождении Фортис в Северном море на глубине 97 м были соединены две нитки нефтепровода диаметром 820 мм. На мелководье также предпочтителен подъем поврежденного трубопровода на поверхность моря. [28]
Метод погружения трубопровода с поверхности воды последовательным наращиванием секций трубопровода применяется при переходах водных преград большой протяженности. В этом случае укладка трубопровода производится с помощью специального трубоукладочного судна, которое закрепляется на якорях. [29]
В начале 60 - х годов на трубоукладочных баржах появились специальные поддерживающие рамы-понтоны для спуска трубопровода с борта - стингера, сначала прямолинейного ( в виде гибкой плети с равномерно распределенной плавучестью), затем жесткого криволинейного ( в виде рамы, прикрепленной к корме судна) типов. Стингер, а особенно натяжное устройство для труб, появившееся позднее, позволили разрешить проблему увеличения глубины. Освоение нефтяных и газовых месторождений Северного моря и других районов шельфа с суровыми гидрометеорологическими условиями в начале 70 - х годов привело к необходимости коренного улучшения мореходных качеств трубоукладочных судов для обеспечения их устойчивой работы. [30]