Cтраница 1
Интеллектуальная сфера и познавательные процессы так лее характеризуются рядом особенностей. [1]
Интеллектуальная сфера личности учащегося характеризуется видами мышления ( познавательное, творческое, саногенное, патогенное), стилем мышления, качеством ума ( сообразительность, гибкость, самостоятельность и др.), познавательными процессами ( внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями, внепредметными знаниями, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. [2]
При относительной невыгодности кратковременных инвестиций в интеллектуальную сферу для производственных и финансовых структур роль инвестора в науку и культуру обязано выполнить государство. Занижение роли интеллектуальных ресурсов приводит к потере страной наиболее важных стратегических составляющих роста материального производства. Снижение уровня науки и культуры в стране ведет к повышению опасности социальных катастроф. Вне зависимости от текущего уровня развития промышленности и науки, наилучшая долговременная стратегия развития материального производства состоит в выделении на интеллектуальную сферу субсидий, вдвое-втрое превышающих субсидии производству. [3]
В настоящее время Интернет все активнее входит в интеллектуальную сферу человеческой деятельности. Ряд социологов считают Интернет одним из феноменов конца 20 века. Из диковинной и экзотической игрушки Интернет становится мощным практическим инструментом. [4]
В анализе антропоцентричности языка особую роль играет ментальная лексика, описывающая собственно интеллектуальную сферу человека. [5]
Психология рассматривает объективные закономерности мыслительной деятельности человека, которые позволяют оценивать и направлять развитие его интеллектуальной сферы наиболее рациональным путем. [6]
Изучение всевозможных форм психопатий и умственной дефективности показало, что низкое общее развитие почти всегда соединяется с низким развитием интеллектуальной сферы. Другими словами, патология обнаруживает ту же самую связь между мышлением и внутренней стороной личности, что и психология. [7]
Когда в сознание врывается несметное количество образов, идей, логических связей и ассоциаций, может произойти также перевозбуждение интеллектуальной сферы. У человека возникает впечатление абсолютной ясности, прозрачности происходящего, всеведения; ему кажется, что он обладает решением всех проблем. Такое интеллектуальное перевозбуждение может вызвать бессонницу и другие психосоматические расстройства. [8]
Среда обитания воздействует на человека прежде всего материально: теплом солнечных лучей, влагой дождя, газовым составом атмосферного воздуха и т.п. В то же время значительная часть жизнедеятельности человека протекает в интеллектуальной сфере: он общается с другими людьми, читает, посещает театры, смотрит телевизионные передачи. Воздействия, получаемые в процессе интеллектуальной деятельности, не менее важны для современного человека, чем материальные воздействия среды обитания. Они учитываются при анализе и формировании условий труда и отдыха человека. Интеллектуальная деятельность человека является особой формой его взаимодействия с окружающим материальным миром. [9]
Понятие новые информационные технологии ( НИТ), сформулировано как наукоемкие технологии получения, накопления, хранения, поиска, обработки и передачи информации в цифровом виде, использующие мультимедийные и телекоммуникационные средства для производства качественно новых продуктов, услуг и результатов в интеллектуальных сферах деятельности специалистов: в сфере информационно-библиотечной деятельности и в обучении студентов. [10]
При эмоциях изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды. [11]
Бытует представление, что работники интеллектуальной сферы являются второстепенными участниками экономического процесса - потребителями, в лучшем случае - работниками сферы обслуживания. Чтобы дискутировать с такой материальной точкой зрения на нематериальные ресурсы, следует, прежде всего, материализовать это понятие, т.е. ввести его в процесс обсуждения наряду с материальными компонентами экономики. Средством для решения этой задачи является метод математического моделирования, позволяющий уравнять материальные и нематериальные объекты путем включения их в совместные уравнения взаимного влияния друг на друга. [12]
Но новейшие эксперименты показали нам, что ее надо понимать главным образом как обширную систему реальностей sui generis, состоящую из значительного множества расположенных друг над другом слоев, систему, слишком глубокую и сложную, чтобы простой рефлексии было достаточно для проникновения в ее тайны, слишком специфическую, чтобы чисто физиологические соображения могли объяснить ее. Именно таким образом та духовность, которой характеризуют факты интеллектуальной сферы и которая некогда, казалось, располагала их либо выше, либо ниже науки, сама стала объектом позитивной науки, и между идеологией интроспекционистов и биологическим натурализмом утвердился психологический натурализм, доказательству правомерности которого, возможно, будет способствовать настоящая статья. [13]
Творческая пассивность - это состояние покоя ума, расслабленности воли в интеллектуальной сфере жизнедеятельности, когда мышление как бы предоставлено само себе и само по себе скользит по поверхности явлений, по линии наименьшего сопротивления, по наиболее комфортной траектории, не доставляющей личности никакого беспокойства. Но для творческой личности такое состояние сколько-нибудь длительное время непереносимо. Стихийно, само по себе, в силу внутренних закономерностей функционирования творческого потенциала или в связи с каким-нибудь событием в сознании личности рано или поздно зарождается чувство тревоги, беспокойства, неудовлетворенности собой. Чем продолжительнее было время вынужденной или непроизвольной пассивности, тем острее переживается состояние тревожности. [14]
По-видимому, сегодня понятие производительного труда может представлять только исторический интерес. Практически надо говорить о рентабельном или нерентабельном труде как в сфере материального производства, так и в интеллектуальной сфере - при создании произведений науки, литературы, искусства. [15]