Cтраница 1
Небесные сферы - см. Сферы небесные Небо 5 - 136, 197 Небо ( в кит. [1]
Давным-давно человечество переросло натурфилософскую веру в хрустальные небесные сферы, к которым прикреплены неподвижные звезды ( надо же было объяснить, на чем они держатся. [2]
Подобно Филонову, он считал движение небесных сфер примером движения без сопротивления с конечной скоростью. [3]
Я не хочу говорить об античных представлениях кристаллических небесных сфер, на которых звезды укреплены, подобно фонарям. После Коперника стал серьезно обсуждаться вопрос о том, конечно или бесконечно число неподвижных звезд. [4]
Таким образом, вечным у Аристотеля является только вращательное движение небесных сфер, да и оно не мыслится без первого двигателя. В земнйх же условиях движение ( местное) происходит по упомянутому уже принципу, ставшему догмой средневековой науки: с прекращением прич ины прекращается ее следствие. Поэтому как между движением небесных и зем - Р ных тел, так и между состояниями движения и покоя проводится строгое раз - s граничение - в полном соответствии, заметим, с данными повседневного житейского опыта и наблюдений. [5]
Таким образом, вечным у Аристотеля является только вращательное движение небесных сфер, да и оно не мыслится без первого двигателя. В земных же условиях движение ( местное движение) происходит по упомянутому уже принципу, ставшему догмой средневековой науки: с прекращением причины прекращается ее следствие. Поэтому как между движением небесных и земных тел, так и между состояниями движения и покоя проводится строгое разграничение - в полном соответствии, заметим, с данными повседневного, житейского опыта и наблюдений. [6]
В связи с этим утрачивает остроту вопрос: полагали ли Платон, а затем Аристотель, что прозрачные небесные сферы с прикрепленными к ним небесными телами действительно существуют. Или же представление о вращающихся сферах - не более, чем метафора, дающая возможность поэтически связать музыку с астрономией. А может быть, введение небесных сфер - чисто математический прием, имеющий целью найти объяснение для наблюдаемых на небосводе перемещений небесных тел. [7]
Думается мне, святейший отец, что некоторые лица, как только узнают, что я в сочинении моем о движениях небесных сфер допускаю различное движение земного шара, без дальнейшего разбора осудят меня и мои воззрения. [8]
Надо признать, что у Аристотеля, по-видимому, не сформировалось какого-либо окончательного мнения о том, что же именно приводит в движение небесные сферы. [9]
Первой датой, имевшей важное значение для возникновения современной небесной механики, является 1543 г., когда появилось знаменитое сочинение Николая Коперника Об обращении небесных сфер, раскрывшее истинное строение Солнечной системы и произведшее полный переворот в человеческом мировоззрении. [10]
Земля неподвижно покоится в центре мира, и своим учением о трех небесных кольцах ( солнечном, лунном и звездном), вращающихся вокруг Земли, положил начало теории небесных сфер. По свидетельству Диогена Лаэртского ( II 2), а также Агафемера ( Анаксимандр, А6, Diels) и Страбона ( там же), ссылающихся на Эратосфена, А. [11]
Первичный неподвижный двигатель, по Аристотелю, порождает простые, однородные, непрерывные и бесконечные движения. Вращательные движения небесных сфер являются примером таких вечных4 непрерывных и совершенных движений. Существование неподвижных вечных двигателей аргументируется также ссылкой на вечность движения: если бы не существовало первых начал движения, неподвижных и вечных по своей природе, то движение не могло бы быть вечным. [12]
Первичный неподвижный двигатель, по Аристотелю, порождает простые, однородные, непрерывные и бесконечные движения. Вращательные движения небесных сфер являются примером таких вечных непрерывных и совершенных движений. [13]
Ко всему прочему мы должны принимать во внимание еще одно весьма важное обстоятельство. При рассмотрении вращающихся небесных сфер Аристотель и в особенности Платон вводили в игру такие факторы, как одушевленность небесных тел и божественное руководящее вмешательство. [14]
Гейберга основывается и перевод И.Н.Веселовского, публикуемый в настоящем издании. Коперника О вращениях небесных сфер писал: Для составления комментариев к De Revolutionibus пришлось перевести с греческого текст Megale Syntaxis Птолемея; в моем распоряжении находилось издание аббата Альма ( Halma) с примечаниями Деламбра ( Paris, 1813 - 1816) [ Коперник, 1964, с. Однако в архиве Института истории естествознания и техники РАН, где хранится рукопись перевода, обнаружен также экземпляр издания греческого текста И. Гейберга показывает, что свой предварительный перевод И.Н.Веселовский переработал в дальнейшем в соответствии с текстом И. На это указывают, например, принятая нумерация глав в книгах, обозначения на рисунках, форма, в которой даны таблицы, и множество других деталей. [15]