Cтраница 4
Известно, что одним из мощных средств увеличения коэффициента полезного действия турбины является повышение начальных параметров рабочего тела. Хотя применение современных жаропрочных сплавов позволяет создавать газотурбинные двигатели, надежно работающие при Т порядка 950 - 1000 К, дальнейшее повышение Т невозможно без охлаждения наиболее ответственных деталей турбин. В связи с этим в последние годы все шире и шире в турбиностроении применяются конструкции с искусственным охлаждением. Охлаждение, с одной стороны, является действенным средством понижения температурного уровня отдельных деталей, с другой - вызывает увеличение температурных градиентов, которые обусловливают рост термических напряжений. [46]
Тогда на Урал были эвакуированы ЦКТИ и конструкторские коллективы ведущих турбинных заводов, и им были созданы условия для подготовки технической документации новых серий турбин, строительство которых намечалось после войны. Так закладывался фундамент послевоенного турбиностроения в то время, когда фронт проходил под Сталинградом - факт, достойный восхищения. [47]
Изучение макроструктуры металла обычно проводят на специально подготовленных шлифах. В этом случае деталь или изделие разрезают. Поверхность, которую необходимо исследовать, тщательно обрабатывают под плоскость на металлорежущем станке. Если резку детали проводили при помощи газовой горелки, то необходимо снимать весь слой металла, в котором произошло изменение структуры в результате нагрева пламенем горелки. Обычно глубина этого слоя для сталей, применяемых в котло - и турбиностроении, не превышает 10 - 12 мм. Затем поверхность следует отшлифовать на плоско-шлифовальном станке и наждачной бумагой. Для выявления структуры металла его необходимо подвергнуть травлению. В процессе травления кристаллы растворяются с различной скоростью, так как они по-разному ориентированы относительно исследуемой поверхности. Свойства же кристаллов, в том числе и растворимость в химических реактивах, разные в разных направлениях. Границы между кристаллами содержат повышенный процент примесей, поэтому они растворяются быстрее кристаллов. Иногда травлением получают различную окраску структурных составляющих сплава. [48]
Последний метод унификации особенно ценен применительно к ЦНД - наиболее дорогой и повторяющейся части турбины. Практически могут быть применены унифицированные ЦНД для большого числа турбин одинаковой быстроходности с модификациями проточных частей в зависимости от давления пара перед ЦНД и за ним. Этот принцип унификации весьма эффективен, поскольку унифицированные ЦНД могут применяться, а частично уже применяются в турбинах для ТЭС и АЭС. При этом в будущем в качестве центрального в унифицированном ряду должен стоять ЦНД турбин для АЭС ввиду быстрых темпов роста этой отрасли турбиностроения. [49]
Опорные подшипники. а - эллиптический. б - сегментный. [50] |
Это углубление у разъема расширялось в обе стороны, чтобы масло распределялось равномерно по длине. У его торцов масло вытекало через зазоры. Такие подшипники работали достаточно надежно, но в мировой практике турбиностроения аварии из-за подшипников все же составляли существенную долю от общего числа. [51]
В отличие от классической гидродинамики прошлого столетия, она быстро достигла очень крупных успехов в теоретическом объяснении явлений, наблюдаемых при течении жидкостей. Особенно большое развитие получили за последние пятьдесят лет три раздела современной механики жидкости: теория пограничного слоя, газовая динамика и теория крыла. Настоящая книга посвящена теории пограничного слоя - наиболее старому из перечисленных разделов. Прандтль, указав тогда путь, сделавший доступным теоретическому исследованию течения жидкостей с очень малой вязкостью, из которых наиболее важными в техническом отношении являются вода и воздух; для достижения этого достаточно было учитывать действие вязкости только там, где оно проявляется существенным образом, а именно в тонком пограничном слое вблизи стенки, обтекаемой жидкостью. Прандтля сделала доступными для теоретического исследования вопросы, связанные с сопротивлением, возникающим при обтекании жидкостью твердых тел. Бурно развивавшаяся авиационная техника очень быстро извлекла из теоретических выводов многое, полезное для себя, и в свою очередь поставила перед новой теорией многочисленные проблемы. В настоящее время для инженера, работающего в области авиации, понятие пограничного слоя стало настолько привычным, что без него он не может больше обойтись. В другие отрасли машиностроения, связанные с проблемами движения жидкостей - одной из важнейших таких отраслей является турбиностроение - новые идеи внедрялись значительно медленнее, но в настоящее время они усиленным образом используются при конструировании всех гидромашин. [52]