Cтраница 1
Адсорбционная усталость наблюдается в поверхностно-активных по отношению к металлу средах в определенных областях оптимальных механическх режимов, а именно: при циклическом действии растягивающих напряжений в зоне сравнительно небольших частот. Явление адсорбционной усталости наблюдается также при действии коррозионно-агрессивных сред, так как из этих сред происходит специфическая адсорбция на поверхностях металла. [1]
Адсорбционная усталость, происходящая под влиянием смазочных масел, оказывает значительно меньшее влияние на усталостную прочность материалов. Для конструкционной стали снижение выносливости под влиянием обычных ( неактивированных) смазочных масел составляет не более 10 %, а в случае активированных масел 15 - 20 % от предела усталости, определенного в воздушной среде ( фиг. [2]
Адсорбционная усталость - это снижение выносливости деталей машин, происходящее в поверхностно-активных ( химически не воздействующих на металл) средах. [3]
Кривая адсорбционной усталости ограничивает две области: область выносливости металла и область ограниченной выносливости, причем последняя обычно несколько больше, чем эта же область на диаграмме для металла, испытанного в воздухе, что ясно из фиг. [4]
Выносливость при адсорбционной усталости предварительно наводороженной проволоки восстанавливается до значения, полученного в том же масле на образцах без водорода после 115 ч старения при температуре 200 С, тогда как выносливость при коррозионной усталости, даже после 240 ч старения, не восстанавливается и остается пониженной по сравнению с выносливостью ненаводо-роженной проволоки, полученной в той же коррозионной среде. Характерно, что технологическая проба на перегиб восстанавливается после 65 ч старения при температуре 200 С. [5]
В дальнейшем исследования по адсорбционной усталости сталей были продолжены и значительно расширены. [6]
Снижение предела выносливости стали при адсорбционной усталости, которую вызывают, например, смазочные масла, достигает 5 - 10 % по сравнению с пределом выносливости, полученным в воздухе. [7]
Кривая 3 - это кривая адсорбционной усталости, так-как коррозионные явления здесь подавлены протектором. [8]
Имеющая место в начальный период адсорбционной усталости металла интенсификация сдвиговых процессов происходит в результате облегчения разрядки на поверхности дислокаций вследствие понижения уровня поверхностной энергии металла. [9]
Как видно из этого рисунка, адсорбционная усталость в отличие от коррозионной имеет явно выраженный предел усталости. [10]
Особенно широкое распространение в практике имеет адсорбционная усталость, происходящая под влиянием смазочных масел. [11]
Усталостная кривая, получаемая в результате испытаний на адсорбционную усталость, по своему характеру аналогична обычной. [12]
![]() |
Деформационные кривые, полученные при циклическом нагружении образцов диаметром 10 мм. [13] |
При малых амплитудах напряжений в процессе циклического нагружения при адсорбционной усталости происходит снижение микротвердости железа по сравнению с исходным значением. Увеличение уровня циклических напряжений при прочих равных условиях приводит к существенному повышению микротвердости, т.е. к упрочнению железа. Таким образом, поверхностно-активная среда оказывает двоякое действие на процессы упрочнения и разупрочнения железа, что, как показано Г.В.Карпенко, отражается на характере кривых усталости. Несмотря на понижение предела выносливости, поверхностно-активная среда, как правило, повышает сопротивление усталостному разрушению углеродистых сталей в области высоких циклических напряжений. [14]
Это снижение предела выносливости при оптимальных условиях катодной защиты объясняется явлениями водородной и адсорбционной усталости при циклически меняющихся напряжениях. При значениях плотности тока, меньших оптимальных, явления адсорбицонной и водородной усталости сопровождаются явлением коррозионной усталости, вызванной анодными процессами. [15]