Возникновение - сознание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Для нас нет непреодолимых трудностей, есть только трудности, которые нам лень преодолевать. Законы Мерфи (еще...)

Возникновение - сознание

Cтраница 1


Возникновение сознания и появление денег знаменуют вступление общества в его исторический период. Другими словами, история общества отождествляется Зим-мелем с историей становления современного капитализма, в котором наиболее полно выразились характерные общие черты денег и интеллекта.  [1]

Возникновение сознания обусловлено не только регистрацией индивидом связи действия и результата и использованием этой связи для построения системы действий. Однако исходный пункт исследования сознания заключается в рассмотрении становления деятельности как единства внешнего и внутреннего, в ходе которого правомерно отвлечься от некоторых ч сторон филогенеза общественного сознания. Следует подчеркнуть, однако, что ин-териоризация внешней активности, осуществляемая при переходе от форм поведения к формам деятельности, не есть ее механическое перенесение в психику, так как психические процессы приобретали новые свойства в ходе становления деятельности. Если представить деятельность как единство внешнего и внутреннего планов активности, то получится следующая цепочка взаимосвязанных актов: постановка цели деятельности ( желаемого результата) - организация объектной структуры деятельности - осуществление деятельности ( действия) - результат. Сопоставляя полученный и желаемый результат, можно вносить коррективы в процесс организации осуществления деятельности.  [2]

Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности. Дюркгейма) должны быть освоены отдельными индивидами в процессе их воспитания, приобщения к достигнутому их обществом типу и уровню культуры. Сознание как специфически человеческая форма регуляции и управления взаимоотношением с миром существует, таким образом, в двух формах, в двух, так сказать, ипостасях.  [3]

Таким образом, возникновение сознания, духовного мира обусловливается рядом системно взаимосвязанных потребностей: ориентировочно-исследовательской и общения, в коллективном труде и языке. В этом ряду особое место занимает потребность в языке, поскольку в ней наиболее наглядно проявилось формирование качественно новой социальной формы движения материи. В этом смысле в начапе было слово верно не в своей идеалистической подоплеке, а в том, что потребность в языке, обусловленная потребностями ориентировочно-исследовательской, общения, в коллективном труде, выступает конечным, наиболее выраженным результатом развития означенного системнообразованного ряда потребностей. Но вместе с тем речь есть и средство, и проявление воздействия людей друг на друга, т.е. важнейший фактор формирования общественных отношений.  [4]

Эти первообразцы предшествуют возникновению сознания в человеке.  [5]

Любой подход к вопросу о возникновении сознания в царстве физической реальности неявно подразумевает необходимость определения природы самой физической реальности.  [6]

С такого рода смыслом связывается само формирование человека, возникновение сознания, возможность выбора, принятия решения, ответственности.  [7]

Между процессами, происходящими на уровне подсознания, и процессами, обеспечивающими возникновение сознания, существует как бы динамическое равновесие. Это равновесие между сознанием и подсознанием может сдвигаться в ту или другую сторону в широких пределах при изменении функционального состояния мозга и окружающей обстановки.  [8]

Поэтому важным является решение вопроса: чем отличаются процессы, лежащие в основе возникновения сознания от тех, которые осуществляются на подсознательном уровне. Ответ на этот вопрос имеет существенное методологическое значение. Некоторые исследователи полагали, что подсознательные реакции и неосознанные формы психической деятельности как бы не вписываются в принцип детерминизма.  [9]

Сознание - результат особого сочетания материальных элементов, к-рое, раз возникнув, может воспроизводить себе подобные сочетания, но др. сочетания никогда не смогут привести к возникновению сознания.  [10]

Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, снимаемая с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.  [11]

Как считает Зиммель, порождение и развитие интеллекта взаимосвязано с возникновением и развитием денежного хозяйства. Возникновение сознания и появление денег знаменует вступление общества в его исторический период. История общества, по Зиммелю, это история нарастающей интеллектуализации ( то есть, по существу, рационализации) социальной жизни и углубления влияния принципов денежного хозяйства.  [12]

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.  [13]

Сознание возникает на определенном этапе развития материи. Основные трудности проблемы возникновения сознания связаны с пониманием того, как из материи неощущающей возникает материя ощущающая, мыслящая.  [14]

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.  [15]



Страницы:      1    2