Cтраница 2
Надо отметить, что биологический натурализм Сирла не означает, что мозг и только мозг может являться причиной сознания. Сирл осторожно указывает, что в то время как кажется, будто некоторые мозговые функции достаточны для создания сознательных состояний, наш текущий уровень нейробиологических знаний предотвращает нас от заключения, что они являются необходимыми для возникновения сознания. [16]
В некоторых источниках фигурирует как разновидность ло-каяты. Сознание - результат особого сочетания материальных элементов, к-рое, раз возникнув, может воспроизводить себе подобные сочетания, но др. сочетания никогда не смогут привести к возникновению сознания. [17]
В некоторых позднейших источниках фигурирует как разновидность локаяты. Сознание - результат особого сочетания материальных элементов, к-рое, раз возникнув, может воспроизводить себе подобные сочетания, но др. сочетания никогда не смогут привести к возникновению сознания. [18]
В некоторых источниках фигурирует как разновидность ло-каяты. Сознание - результат особого сочетания материальных элементов, к-рое, раз возникнув, может воспроизводить себе подобные сочетания, но др. сочетания никогда не смогут привести к возникновению сознания. [19]
Материальной формой выражения сознания является язык. Врожденной является лишь возможность возникновения сознания, детерминированная определенной структурой нервной системы. Мозг человека получает информацию в виде сигналов, чаще всего в форме слов. Каждый сигнал является материальным носителем информации и, воздействуя на соответствующие рецепторы, вызывает появление материальных нервных процессов - физиологических явлений, отражающих восприятие, передачу, переработку и хранение информации в головном мозге. [20]
Он исходит из того, что любая форма материи может переносить или содержать информацию и что поэтому любой материальный процесс может выступать как информа ционный. Однако удельный вес информации, которая может сохраняться в различных формах материи и передаваться в различных процессах, неодинаков ( А. А. Братко, 1969, стр. Прогресс в развитии природы состоит, в частности, в том, что для реализации процессов передачи и переработки информации формируются все более экономные материальные процессы. Образование психики человека в связи с этим следует рассматривать как один из этапов длительного процесса отбора и консолидации наиболее насыщенных информацией процессов, этапа, приводящего к качественному скачку - возникновению сознания ( А. А. Братко, 1969, стр. [21]
Сознание субъекта есть тот элемент, который, вырастая из действий над объектной структурой и соединяясь с ними, превращает их в деятельность. Зарождение же сознания, по крайней мере, на первых этапах развития человеческого общества, связано с регистрацией многообразных и нередко сложных связей между действием и результатом в условиях, когда действия субъекта все более опосредуются предметной структурой практики, все в большей степени становятся действиями над этой предметной структурой. В рамках рассматриваемых представлений постановка вопроса о том, что возникает раньше - сознание или деятельность, лишается смысла. Сознание является необхо: димым конституирующим признаком деятельности. Возникновение сознания и возникновение деятельности представляет собой в сущности один и тот же процесс, рассматриваемый с разных сторон. Противопоставление сознания и деятельности может возникнуть вследствие разграничения внешнего и внутреннего, то есть действий, совершаемых субъектом, и психических процессов, сопровождающих эти действия. Рассмотрение деятельно сти как единства внутреннего и внешнего снимает эт проблему. Внешняя активность, не имеющая сознательного характера, не является деятельностью. [22]
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Ио-зеф ( 1775 - 1854) - нем. По Ш философия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, к-рое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в к-ром сочетаются в единстве дух и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. [23]
Категория софийности была развита В.С.Соловьевым и С. Н. Булгаковым: она характеризует путь достижения всеединства через взаимное приспособление и совершенствование мира и человека. У него идея софийности реализуется через специальных агентов - так называемых субстанциональных деятелей. Мир состоит из субстанциональных деятелей. Все в нем существует или как принадлежность, или нечто производное от активности этих деятелей. В книге Обоснование интуитивизма ( см. [ Зеньковский, 1999; Хрестоматия, 2000 ]) Н. О. Лосский объясняет понятие гносеологической координации. Подобная координация есть не что иное, как связь деятелей друг с другом, благодаря которой, все, что переживает один деятель, существует не только для него, но и для других деятелей. Она воспринимается им как условие возникновения сознания и знания. [24]
В таком случае очеловеченная природа выступает как результат преднамеренной деятельности человека сообразно его потребностям. Здесь продукт труда, являясь объективным по форме своего бытия, как прочие предметы материального мира, может отделиться от непосредственного производителя и стать предметом потребности другого индивида. Так, продукт выступает в качестве предметного посредника общения людей и связывает их в единое целое, в общество. Следовательно, в процессе трудовой деятельности людей создаются предметы потребления, орудия труда, общественные отношения. Прежде всего, благодаря труду люди выделяются из животного мира, поскольку они начинают отличать себя от животных благодаря становлению потребности производить необходимые им средства к жизни. В этом процессе особую роль выполняет производство орудий труда как исходный пункт возникновения сознания и выделения предка человека из животного мира. Дело в том, что само по себе производство орудий труда не служит непосредственному удовлетворению биологических потребностей, хотя с их помощью человек производит все необходимое для своего сохранения как биологического существа. Другой момент в этом процессе связан с тем, что на более высоких стадиях общественной жизни возникают новые формы деятельности, подчиненные задачам удовлетворения уже небиологических общественных потребностей. [25]