Cтраница 1
Бюджетный фонд представляет собой обособленную часть имости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэко-шической деятельности и части национального богатства, кон-ттрируемую в распоряжении соответствующего органа государ-сйвенной власти и органа местного самоуправления и используемую длр выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. Та - м образом, формирование бюджетных фондов происходит пу - rek вычленения из стоимости валового внутреннего продукта и других объектов распределения и последующей концентрации1 части денежных средств в распоряжении органов власти и местного самоуправления для удовлетворения общественных потребностей. [1]
Бюджетный фонд как форма материализации бюджетных отношений организован в форме баланса доходов и расходов. По своему материальному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а расходы бюджета - денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. При превышении расходов над доходами фонд балансируется поступлениями из источников финансирования дефицита бюджета, которые отражаются за рамками баланса. [2]
Бюджетный фонд является разновидностью финансового фонда, поэтому он обладает всеми чертами, характерными для финансовых фондов: обособленным характером и самостоятельностью функционирования, целевым назначением, сбалансированностью, правовой регламентацией порядка образования и использования. [3]
Бюджетный фонд создается для достижения определенных целей, которые могут трактоваться в узком и широком смысле. В широком смысле целью создания бюджетного фонда является удовлетворение общественных потребностей, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время в ходе бюджетного планирования определяются и более узкие цели, которые находят отражение в функциональной и экономической структуре расходов бюджетов. [4]
Бюджетный фонд - обособленная часть стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, концентрируемая в распоряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемая для выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. [5]
Мобильность бюджетного фонда достигается: соблюдением принципа общего ( совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения. [6]
Мобильность бюджетного фонда проявляется как в процессе его формирования, так и использования. Так, мобильность в ходе формирования бюджетного фонда проявляется в отсутствии закрепленности определенных доходов за соответствующими расходами бюджета, что позволяет уже при формировании бюджета маневрировать доходами, направляя их на осуществление расходов, определенных приоритетными, в соответствии с целями и задачами бюджетной политики. Другими инструментами обеспечения мобильности бюджетного фонда в ходе бюджетного планирования является использование оборотной кассовой наличности, а также бюджетных ссуд. [7]
Средства левого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, г соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. По-эбные фонды могут создаваться в структуре бюджетов любого эовня на основании закона о бюджете на текущий год. Так же как бюджет подобные фонды существуют один год, после чего они эздаются вновь или ликвидируются. [8]
К действующим бюджетным фондам относится и резервный) онд Правительства РФ. Его размер определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, но без распределения по определенным целевым направлениям. [9]
Источником формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и других национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал ( посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным об-188 разом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. [10]
Необходимость обеспечения мобильности бюджетного фонда в ходе его использования связана с тем, что фактически достигнутые в течение бюджетного года показатели ( темпы экономического роста, уровень инфляции, показатели доходов и поступлений из источников финансирования дефицита) отклоняются от предусмотренных в бюджете. В ходе исполнения бюджета мобильность обеспечивается соблюдением принципа единства кассы, использованием всех видов резервов, включая оборотную кассовую наличность, бюджетных ссуд, внесением изменений в бюджетные назначения. Тем самым отдельные инструменты ( например, бюджетные ссуды и оборотная кассовая наличность) обеспечивают мобильность бюджетного фонда и при его формировании, и при его использовании. [11]
Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный фонд. Он выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда или, что равнозначно, экономическое содержание бюджетных отношений. [12]
Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. [13]
Из 17.5 млрд. евро, составляющих общий бюджетный фонд этой программы, около 1.3 млрд. евро предназначены для данной приоритетной тематической области научных исследований. Кроме того, нанотехнологии будут включены и в другие направления деятельности рамочной программы. Особая роль в реализации Шестой рамочной программы отводится странам с переходной экономикой. Начавшееся еще в 90 - е годы перенесение трудоемких процессов сборки интегральных схем и компьютеров в Южную Корею, Китай, Тайвань, способствовало не только удешевлению микроэлектронньтх устройств, но и продвижению этих стран в освоении и дальнейшем развитии высоких технологий. Разработка индийскими математиками оплачиваемых Западом компьютерных программ, приносит немалые доходы Индии. Что касается России, то наша страна с ее значительным интеллектуальным потенциалом, богатыми научными традициями в состоянии внести огромный вклад в развитие самых передовых технологий в мире. [14]
Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобильность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Необходимость создания бюджетных резервов связана с возможными ошибками и просчетами, допущенными в ходе бюджетного планирования, особенно в части планирования трудно предсказуемых основных показателей социально-экономического развития ( темпов экономического роста, динамики валютного курса, уровня инфляции, уровня цен на энергоносители и др.); необходимостью ликвидации возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета, а также дополнительными непредвиденными расходами. Бюджетные резервы используются при невыполнении доходной части бюджета в том случае, если невозможно сбалансировать доходы и расходы посредством планового сокращения расходов; для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, а также для покрытия внутригодовых кассовых разрывов. [15]